Газета,
которая объединяет

Восстание машины

Рубрика: Колумнистика№ 120 (1403) от
Автор: Анна Жидких

И случилась у меня незадача: какие-­то хитрые, непостижимые дамскому уму механизмы украли пароль от ящика электронной почты. По всей видимости. Иное предположить трудно: в пользу этой версии говорят последствия пиратства. Они таковы: по нескольким адресам из моей записной книжки – естественно, электронной – была разослана с моего же рамблеровского адреса белиберда, составленная из странных  значков. Не иначе, вирус.

Пострадала и я сама: исчезли, «стертые» буквально подчистую, на манер мела со школьной доски, письма раздела «отправленные». Когда болтались в общей куче корреспонденции – вроде и не особо нужны были. А пропали – масса полезных данных, тех же адресов, безвозвратно канула в Лету.

«Ты бы сменила пароль на ящике, причем срочно, – предложил знающий человек, с ходу оценив случившееся. – А то народ подумает, что ты подрабатываешь рассылкой вирусов…» Народ, слава Богу, пока о таких подозрениях молчит, но – кто его знает, что думает.

Каким образом произошло то, что произошло, мне, повторюсь, неведомо. Правда, одно предположенье все­-таки есть. Накануне неприятного происшествия обнаружила я в своей, пока еще будто бы нетронутой почте письмо, присланное… от Анны Жидких! Зная, что где­-то в Сибири живет моя полная тезка, временами выкладывающая стихи в Интернет (среди которых, к слову, я, и не только я, встречала свои), подумала: эта неизвестная Анна хочет поговорить о том, как нам с ней отличаться друг от друга во всемирной паутине. Совпадений­то довольно много (одна склонность к литературному творчеству чего стоит) – путаница местами возможна, а местами и неизбежна. Поэтому я, не долго думая, кликнула по письму. И прочла совершенно дикий текст, никем не подписанный и ни к кому не обращающийся по имени. Там было что-­то про то, что меня активно разыскивает некая опасная женщина, жаждущая заполучить мой сотовый (который, кстати, заполучить больших усилий не стоит) и домашний адрес. «Что делать?» – тревожно вопрошал заботливый инкогнито, напирая на шантаж незнакомкой и намекая на жертвенную ко мне любовь. Дескать, он делает все возможное, чтобы преследовательница отстала, но она, настырная, намерена выбить из него тайные данные любой ценой. Так пусть я поскорее отвечу, как следует поступить, а не то…

Конечно, понятно стало все и сразу. Но – дело сделано, письмо прочитано. Скорее всего, именно этого оказалось достаточно для того, чтобы мои адресаты, среди которых – не только воронежцы, получили неприятные сюрпризы и пищу для размышлений. Естественно, обо мне.

В тесной связи с вышеизложенным вспомнился тяжелый случай с банковской карточкой, настигший знакомого: с его счета увели несколько десятков тысяч рублей. Не знаю, дали ли, в конце концов, должный результат действия, предпринятые по горячим следам, но ощущение безысходности, исходившее от жертвы мошенничества, было сильным: еще бы!

Ньюсмейкеры постоянно подбрасывают дровишек в очаг негодования по поводу заочного воровства. Как то: успешно отработав некую технологию, оказались выложенными в сети личные данные абонентов одного из популярных операторов сотовой связи. Неудивительно, что размах подобных явлений – международный: так, не далее как в августе частники хакерской группировки Anonymous взломали один из интернет-­ресурсов BART – системы скоростных электропоездов, обслуживающей городскую агломерацию Сан-­Франциско. Об этом сообщило агентство CNN, рассказавшее: атаке подвергся сайт, на котором хранится личная информация пассажиров. Результат – неизбежный: данные по меньшей мере 2,4 тыс. пользователей, включая имена, фамилии, адреса, телефоны и электронные ящики, «анонимы» выложили в открытый доступ. Получается, не обязательно ждать появления в реальной жизни Терминаторов (которые, по некоторым сведениям, уже созданы не только в больном воображении фантастов), чтобы опасаться за свою жизнь. Или, по меньшей мере, за свой покой: тоже штука не лишняя…

Надо думать, «засвеченные» товарищи без труда отсудят у невольных своих обидчиков компенсацию за моральный (в лучшем случае) ущерб. Но мало кто из нормальных людей обрадуется участию в судебном процессе. Так как же нам быть с современной хитрой техникой, готовой и способной на любую подлость? Я не знаю. Вы, наверное, тоже. А хуже всего, что не знает никто: будь иначе, откуда взялись бы примеры для этих заметок?