Газета,
которая объединяет

Искусство под открытым небом

Зеленый театр: советское прошлое и современность
Рубрика: Социум№ 38 (2017) от
Автор: Татьяна Омельченко

Вчера в Воронеже открылся шестой Международный Платоновский фестиваль искусств, успевший стать одним из определяющих событий в культурной жизни как минимум Центральной России. Одной из площадок форума станет реконструированный Зеленый театр в Воронежском центральном парке. Как это место выглядело раньше и что появится здесь после масштабной реконструкции, в преддверии презентации обновленного театра выяснил корреспондент «Берега».

Сталин и аттракционы

Сам парк, открывшийся в 1844 г., известен в истории Воронежа под разными названиями: в царские времена это был Ботанический сад, затем при советской власти зеленую зону несколько раз переименовывали, пытаясь таким образом увековечить известных политических и культурных деятелей. В разные годы парк носил имена Кагановича и Максима Горького, а в народе прижилось название «Динамо» – как и расположенного рядом стадиона.

– В мае-июне 1929 г. про­шли работы по благоустройству бывшего Ботанического сада и превращению его в парк им.Кагановича, – рассказывает историк Владимир Размустов. – Были выделены средства на благоустройство: территорию электрифицировали, разбили клумбы, построили кафе и киоски, небольшую летнюю сцену и танцплощадку. А открытие первого в истории города парка культуры и отдыха состоялось 7 июля 1929 г.

После освобождения Воронежа парк реконструировали, добавили «сталинский ампир» как символ Великой Победы. Как раз в это время на территории парка и появился Зеленый театр – во всяком случае, под таким названием. Появилась здесь и статуя Сталина – правда, после знаменитого XX партсъезда ее быстро убрали.

– При восстановлении театра в стиле «сталинского ампира» оформили главную лестницу и летнюю эстраду – обустроили амфитеатр со скамейками для зрителей, – добавляет Владимир Размустов. – К театру вела аллея с фонарями, которую быстро облюбовали парочки для романтических прогулок.

Но площадка, конечно, пользовалась популярностью не только среди молодежи: летом по выходным здесь можно было посмотреть театральные спектакли или концерты гастролирующих ансамблей, а в свободные вечера тут показывали кино.

Год юбилея и потопа

Именно «Динамо» стал первым местом проведения Дня города – в мае 1986 г. здесь отмечали 400-летие Воронежа. В Зеленом театре тогда выступали самодеятельные коллективы. Впрочем, тот год запомнился горожанам не только праздниками: из-за ударных темпов строительства Северного моста (его спешили сдать к юбилею Воронежа) оказалась нарушена ливневая канализация. В результате летом после сильных дождей парк затопило: скамейки, аттракционы и летние кафе буквально смыло, вода поднялась на несколько метров. Из-за наводнения и Зеленый театр был временно закрыт.

– И если с тех пор сам парк пришел в запустение, то театр еще несколько лет работал – например, в апреле 1988 г. здесь прошел двухдневный рок-фестиваль, – вспоминает историк. – Однако летом того же года площадку закрыли окончательно – после давки, устроенной фанатами во время гастролей группы «Ласковый май».

Следующие 25 лет в истории Зеленого театра можно смело назвать временем забвения: скамьи и оборудование (которые не растащили предприимчивые горожане) пришли в негодность, площадка заросла травой и кустарниками. А буквально 7-8 лет назад территорию бывшего театра облюбовали скейтеры: они устраивали там тренировки и показательные заезды.

От хай-тека до ампира

Зеленый театр, как и весь парк «Динамо» (сегодня – Воронежский центральный парк), долго ждали восстановления: к реконструкции самой крупной городской зоны отдыха власти приступили весной 2014 г. Сначала обновили центральную аллею, пруд и родники, обустроили воинское захоронение, а около года назад дело дошло и до модернизации театра.

Предложение по реконструкции объекта разработала компания «Экологические проекты ЦЧР» из Воронежа. Автором проекта стал архитектор Роман Пупавцев: воронежцам знакома другая его работа, «Памятник воинам-интернационалистам».

При моделировании архитектурного облика Зеленого театра проектировщики пошли по пути «сохранения советского наследия» – того, каким площадку помнят многие горожане.

– Определить однозначно, к какому архитектурному направлению относится новый Зеленый театр, довольно сложно – на мой взгляд, ближе всего будет сталинский ампир, но с явными чертами классицизма. Объект получился немного помпезным, но очень красивым, – поясняет Роман Пупавцев. – При разработке проекта мы долго консультировались, рассматривали разные решения – от хай-тека до «современной классики».

По словам проектировщика, на рассмотрение заказчикам было предложено восемь различных концепций, и даже финальный вариант пришлось дважды изменять. Новый театр соответствует современным требованиям: например, здесь появились гримерки, отдельное помещение для звукооператоров и художников по свету, туалеты для зрителей.

– Это современный объект, отвечающий всем новейшим стандартам, – уверен Роман Пупавцев. – Кроме того, аналогов нашему проекту в России сегодня нет: ведь все открытые театры строились еще в советское время.

Амфитеатр, рассчитанный на 1634 места, станет одним из самых крупных в нашей стране. Но в действительности «зрительный зал» сможет вместить значительно больше людей: расположение сцены рассчитано так, чтобы хороший обзор на спектакль или концерт открывался с разных точек. Те, кому не хватит места на скамейках, вполне смогут разместиться на газонах вокруг – достаточно запастись пледами.

В старом Зеленом театре сцена была только одна. После реконструкции к основной площадке, оборудованной навесом от дождя, добавились малая и арьерсцены – последняя расположена в глубине и призвана создавать эффект расширения пространства за счет установки передвижных декораций.

Розы или ручьи?

Отдельного упоминания заслуживает лестница: ее смело можно назвать цветочным водопадом. Подобный эффект достигается за счет использования множества клумб с розами – они расположены по центру. Кстати, в одном из первых вариантов проекта вместо цветов предлагалось создать реальный водопад – ниспадающий поток завершался фонтаном у подножия лестницы, однако позднее от этой идеи отказались. На верхнем ярусе, по бокам от ступеней, созданы две смотровые площадки – отсюда открывается замечательная панорама на спуск.

Уникальности новой визитной карточке Центрального парка добавит и интересное расположение: объект лаконично вписан в ландшафт, с сохранением всех перепадов высот.

– Мы оставили в неприкосновенности ностальгический мотив – например, сохранилась памятная многим лестница и подходы к театру, – рассказывает Роман Пупавцев. – Кроме того, оформление капители (верхней части колонны) стало своего рода фирменным знаком для всего парка. Этот рисунок повторяется не только на площадке самого театра, в его ограждении и на смотровых площадках, но его можно встретить и на фасаде главной входной группы зеленой зоны.

Совсем скоро обновленный Зеленый театр примет первые постановки. Остается надеяться, что иностранные труппы увезут домой приятные воспоминания о современной площадке в столице Черноземья и о теплом приеме зрителей.