Газета,
которая объединяет

Спор с огоньком

В Воронеже обсудили строительство первого в Черноземье крематория
Рубрика: Социум№ 34 (2013) от
Автор: Татьяна Омельченко

Более сотни жителей Воронежа собрались утром 18 мая в Доме архитектора на публичные слушания, посвященные определению участка под строительство первого крематория в областном центре. И хотя де-юре на мероприятии должны были обсуждаться вопросы перевода конкретного земельного надела в зону с соответствующей градостроительной категорией, главной темой встречи стал сам вопрос возведения крематория в Воронеже. За развитием дискуссии наблюдал корреспондент «Берега».

Офис с трубой

Уже на входе в Дом архитектора участников слушаний встречали две группы молодежи. Более многочисленная – порядка восьми человек – команда сторонников появления крематория призывала прохожих поддержать проект. А прямо перед зданием горожан агитировали двое парней с растяжками «Нет крематорию на православной земле».

Слушания ожидаемо вызвали живой интерес у горожан: в зале наблюдался аншлаг – более ста человек разместились и в креслах, и в проходах, и даже в холле. Об основных параметрах земельного участка участникам слушаний рассказал директор МКП «УГА» Максим Яровой. По его словам, ритуальное сооружение расположится на территории площадью 8764 кв.м, примыкающей к существующему Юго-Западному кладбищу. Однако для возведения на этом месте крематория требуется внесение изменений в Генплан.

– Участок на ул.9 Января, 217 необходимо перевести из «зоны зеленых насаждений специального назначения» в категорию «зоны специального назначения», – пояснил выступающий. – Он находится в охранной зоне кладбища, поэтому в любом случае построить там жилье или офисы будет нельзя.

Максим Яровой подчеркнул, что для такого крематория установленная СанПиНами санитарно-защитная зона составляет 500 м, а участок расположен на достаточном удалении от жилых домов: до ближайшей застройки – от 750 до 900 м.

Затем к микрофону вышел руководитель проекта строительства крематория ООО «Городская похоронная служба» («ГПС» выступает инвестором объекта) Константин Кучеренко. По его словам, на выделенном участке планируется разместить крематорий с одной двухкамерной печью. Согласно проекту, объект представляет собой одноэтажное здание с колумбарием и благоустроенной прилегающей территорией – скамейками, освещением и парковками. Предполагается, что крематорий будет относиться к предприятиям II класса санитарной вредности. На объекте установят дорогостоящее чешское оборудование компании Tabo, а используемые фильтры и различные очистители обеспечат безопасность.

– Многих пугает труба, но поймите – это будет офисное здание, которое украсит участок, – заявил Константин Кучеренко. – Тот, кто не знает, что там крематорий, об этом и не подумает.

Сожжение без благословения

После рассказов докладчиков руководитель управления главного архитектора Антон Шевелев на правах ведущего предложил перейти к выступлениям записавшихся участников. Их набралось немало – 82 человека. Сам чиновник напомнил, что идея строительства крематория для Воронежа не нова.

– В проекте Юго-Западного кладбища, разработанном в 1970-х годах, изначально было предусмотрено строительство крематория – все понимали, что к 2000-м Воронеж станет миллионником, – пояснил он. – В проект были заложены Зал Памяти и колумбарий для размещения урн с прахом, однако из-за экономических трудностей это тогда не было реализовано.

Буквально с первого выступ­ления стало ясно, что дальнейшее обсуждение сведется не к заявленному в начале слушаний вопросу, а к теме нужности или ненужности крематория в Воронеже. Трибуну заняли экологи, которые высказались в поддержку проекта. Так, Виктория Кожанова заявила, что выбросы от объекта будут минимальными.

– Кремация – наиболее чистый способ захоронения. При этом процессе не образуется ни вредных сточных вод, ни ядов, которые при обычной гумации накапливаются в земле, – подчеркнула она. – Суточные выбросы в атмосферу оксида азота и угарного газа сопоставимы с объемом выхлопов от 250 легковых машин, которые работают на топливе «Евро-5».

Впрочем, выступающих несколько раз пытались перебить выкриками из зала. В основном резкой критике проект подвергли жители расположенных неподалеку жилых массивов «Новый Бомбей» и «Скандинавия». Председатель совета директоров ООО «Инстеп», депутат Воронежской облдумы Анатолий Шмыгалев предложил властям обдумать другой вариант размещения крематория – например, в нескольких километрах за пределами города. А представитель Воронежской митрополии отец Андрей озвучил позицию церкви – по его словам, православная традиция не предусматривает вариант кремации.

– Для нас традиционен обряд обычных похорон, это позиция РПЦ. Никаких крестных ходов и протестов мы, конечно, устраивать не будем – это выбор каждого человека – но и благословения на кремацию прихожанам не дадим, – заявил священно­служитель. – Сжигают мусор, а людей надо хоронить.

«Кремация – это наше будущее!»

В дальнейшем выступающие уходили все дальше от заявленной темы слушаний. Многие сторонники проекта акцентировали внимание на транспортной доступности предложенного участка – как для автомобилистов, так и для тех, кто пользуется общественным транспортом. Кроме того, в качестве аргументов «за» приводились и относительная дешевизна кремации (по данным выступавших, около 15-17 тыс. руб.), и удобство общего колумбария для родственников («Не придется объезжать все могилы на разных кладбищах»).

Также строительство крематория в миллионном городе называли «требованием времени», предлагая оценить европейский опыт («В Италии крематорий прямо в центре Рима!») и напоминая об ограниченности свободных площадей под организацию новых погостов.

Впрочем, большинство взявших слово горожан, проживающих в кварталах «Новый Бомбей» и «Скандинавия», как оказалось, не против самого строительства крематория – их не устраивает место его предполагаемого расположения.

К концу третьего часа заседания многие участники сводили свои выступления к мысли – не важно, где строить, всегда найдутся недовольные.

– Город постоянно растет и развивается. Сегодня вы предлагаете перенести крематорий за черту города, но через 15-20 лет там тоже будут дома, – заявила одна из жительниц. – Недовольные будут всегда, но такой объект миллионному городу необходим. Кремация – это наше будущее!

Закрывая слушания, Антон Шевелев проинформировал участников, что мероприятие считается состоявшимся, а решение по его итогам будет принимать комиссия с участием депутатов и представителей горадминистрации.

В ТЕМУ

В Воронеже имеется 22 кладбища, причем открытым является только одно – Березовское (Масловка). Предполагается, что и оно будет заполнено в 2018 году.

КСТАТИ

В России действует 17 крематориев в 14 городах (Москва, Санкт-Петербург, Артем, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ростов-на-Дону, Сургут, Челябинск и Тула). В США – более 1 тыс. крематориев, в Великобритании – 356, Чехии – 80, Франции – 70.