Газета,
которая объединяет

Пивка для рывка

В Воронеже прошел рейд против продажи подакцизных товаров детям
Рубрика: Социум№ 117 (1400) от
Автор: Юрий Бабаян

Подростки и алкоголь – понятия, в принципе, несовместимые. Однако в наше время даже средь бела дня на улицах города нередко можно встретить старшеклассников с бутылочкой пивка. И, казалось бы, ответственность за продажу алкоголя, пива и сигарет ужесточили, и вроде бы появилась возможность уголовного преследования продавца. Но принесли ли эти меры результат?

Журналисты – народ, вообще, любопытный. Поэтому редакция газеты «Берег» вместе с РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века» решила проверить, как же продавцы подстраиваются под реалии времени. Для этого попросили помощи у пивоваренной компании «Балтика» (ее движение «Пивной дозор», работающее в 22 регионах страны, регулярно проводит рейды по выявлению фактов продаж пива несовершеннолетним: совсем скоро, 25 октября, будут проверены киоски и магазины города Липецка) и определили маршрут – торговые точки на Ленинском проспекте от ост. «Добролюбова» до ост. «Школа».

Итак, план прост. В торговую точку засылается несовершеннолетняя, которая пытается купить сигарет, пива или чего покрепче. Если ей продают – вся компания экспертов и журналистов заходит в павильон и стыдит нерадивого продавца, которому выдают памятку о недопустимости реализации отдельных видов товаров детям и подросткам. Если не продают – компания вручает «стойкой» представительнице торговли маленькие презенты.

Несовершеннолетняя – 17-летняя Вика, студентка первого курса одного из воронежских вузов. Возраст пограничный, внешность соответствующая. Явных уж детей на акцию брать не стали – как раз такие «пограничницы» зачастую и покупают запрещенные товары без проблем. Поэтому заранее определяем главный «отмаз» «проштрафившихся» продавшиц: «она выглядит старше своего возраста». Заранее предупреждаем девушку, чтоб не обижалась.

Вроде бы, подготовительная работа проведена. Теперь – в путь.

«Не успела» и «забыла»

Первый объект – павильон на ост. «Добролюбова» по нечетной стороне. Компания с фото- и видеокамерами наперевес ждет на улице. Вика заходит внутрь с представительницей «Пивного дозора». Буквально через минуту слышится команда заходить. Студентка «отоварилась» заветной полуторалитровкой.

– Да не успела я в спешке спросить документы, – оправдывается продавец Галина Куцева. – Посмотрела: вроде совершеннолетняя...

Куда было спешить – непонятно, нельзя сказать, что в павильоне было слишком уж многолюдно. Но продавец напуган – это хорошо. Есть надежда, что в следующий раз она более тщательно отнесется к своим обязанностям. Напоследок оставляем ей памятку, где, кроме всего прочего, рассказывается и об уголовной ответственности. Ну так, профилактики ради. После этого, вдоволь нафотографировавшись, уходим.

Здесь надо отметить, что эта акция не имеет ничего общего с хулиганскими выходками некоторых организаций, когда на павильонах, продавцов которых уличили в продаже спиртного и пива несовершеннолетним, пишутся краской различные надписи, вроде «Здесь продают алкоголь детям». Во-первых, организаторы уважают частную собственность. Во-вторых, не хотят участвовать в изготовлении «наружной рекламы», указывающей подросткам, куда им идти за горячительными напитками.

Киоск на противоположной стороне. Баночка пива оказывается в руках нашей «засланки» в считанные секунды. Продавец, узнав о сути акции, говорит, что всегда спрашивает документы, а вот в этот раз забыла. Сделали вид, что поверили. Но устрашающую памятку подарили, куда ж без этого!

Далее – магазин «Триумф». Уж тут-то явно должны были спросить документы. Но нет — такая же баночка пива опять появляется в руках Виктории. Продавщица Елена Брызгалина смущена, сказать ей нечего, кроме стандартных: «Она выглядит старше». Подошедшая на шум администратор только заохала: дескать, я ж вам каждое утро говорю, чтоб документы проверяли! Опять сделали вид, что поверили, и вручили памятку.

На следующей точке, в «Продуктовой лавке», продавшая подростку пиво Марина Муковнина вообще сказала, что работает только одну неделю и еще не умеет определять несовершеннолетних. Как будто для этого нужен опыт работы в торговле!

Подросток и «Карлсон»

Настроение становилось все более и более печальным. Казалось, что заветные презенты так и не найдут своих получателей. На остановке «Заводская» решили попробовать отыскать таковых в табачном киоске. Но молодой человек, видимо, попав под чары засланного юного создания, без промедления протянул ей желаемую пачку «убийц лошадей». Здесь же в торговой точке «ИП Милованов» в очередной раз купили пиво. Продавщица Людмила Васильевна «отмазалась» дежурно: «Девочка выглядит взросло».

В одном павильоне на мини-рынке, кстати, у Вики случился первый «облом»: пиво ей продать отказались наотрез. Но острый глаз журналиста заметил, что продавца предупредили торгующие на рынке. Они поняли нашу задумку, когда мы в полной амуниции стояли перед дверями торгового заведения, и уберегли подругу от конфуза. Так что этот первый «успех» мы решили в зачет не брать.

На четной же стороне проспекта в киоске индивидуального предпринимателя Долматова пивком нам разжиться не удалось: опытная работница торговли легко разглядела в нашей провокаторше подростка. Слава богу! Хоть что-то приятное.

А вот в соседнем киоске компании «Русский аппетит» (киоск №41), пиво не просто продали, но еще и вступили в перепалку с представителями «Пивного дозора», воспользовавшись помощью пареньков лет двадцати, стоящих при температуре 5 градусов в одних лишь футболках. Учитывая это, а также характерную припухлость под глазами, можно понять, что мы вызвали их искреннее возмущение, покусившись на святое.

Безрадостная картина ждала нас и в киоске ИП Ремезова А.В. дальше по маршруту. А вот магазин «Карлсон» на ост. «Школа», числившийся последней точкой в вояже, добавил участникам акции оптимизма. Продавщица Надежда Боронина ни в какую не захотела отпускать спиртное подростку (а Виктория, войдя во вкус, уже попыталась приобрести что-то более существенное, нежели пиво). Браво, Надежда Анатольевна! И мы рады, что о вашем поступке стало известно директору магазина. Теперь вы смело можете требовать премию!

Неприятный парадокс

Итак, если подвести итоги, то они окажутся несколько неутешительными. В 8 из 10 точек (павильон на «Заводской» в расчет не берем по причине «слива» информации о нашем приходе) продавцы легко продали запрещенные товары нашей несовершеннолетней, даже не поинтересовавшись ее документами. Этот момент должен дать пищу для размышлений соответствующим надзорным органам. Самое печальное во всем этом – покупатели, присутствовавшие при проведении акции, чаще становились на сторону продавцов. Так что можно констатировать, что общество, требующее запрета на продажу алкоголя детям, само же ее и поддерживает. Неприятный парадокс.

– Чтобы переломить ситуацию, нужно не только ужесточить законы, но еще и искоренить общественное равнодушие, – говорит представитель компании «Балтика» Андрей Жильцов. – Хотелось бы, чтобы люди, которые видят такое нарушение закона, не спускали бы это на тормозах, а реально проявляли свою гражданскую позицию. И чем больше граждан, общественных сил объединятся против этого зла, тем быстрее проблема будет решена.

Безразличие общества – это не только воронежская проблема, считает участник «Пивного дозора» Анна Чирьева, участвовавшая в десятках подобных акций на территории различных регионов России. Такое наблюдается и во всех других городах, что само по себе страшно.

Впрочем, у прошедшей акции был один явный и несомненный плюс: наш «засланный казачок» Вика Талызина поняла всю аморальность продажи алкоголя подросткам, поэтому можно поставить «галочку»: как минимум один человек идеями о недопустимости такого рода бизнеса уже проникся.