Газета,
которая объединяет

Не меньше, чем поэт

В Воронеже показывают живопись Анатолия Горлищева
Рубрика: Культура№ 24 (2003) от
Автор: Анна Жидких

В выставочном зале Союза художников на Пушкинской на днях открылась выставка живописи воронежского художника Анатолия Горлищева: как ни странно – первая персональная. Странно потому, что это имя известно ценителям изобразительного искусства (причем не только местным) довольно давно: ни на одной коллективной выставке Анатолий Горлищев не затерялся. Напротив, его одухотворенные работы всегда и всюду выделялись из общего ряда.

Свой голос

Выделялись выверенностью, скрупулезностью подхода к живописной разработке темы – очень деликатной. И при всем том – богатой, но – без случайностей. Теми же счастливыми качествами наделены вещи, включенные в экспозицию на Пушкинской.

Жанровая картина, не избегающая библейских и мифологических сюжетов, работы в стиле «ню», пейзажи, натюрморты – вот, если обобщать, круг интересов и их воплощений, предложенных автором зрителю. Благодарному зрителю стоит подчеркнуть: сам Горлищев, благодаривший за внимание к его труду тех, кто пришел на открытие, назвал этих людей «теплыми». Все, собственно, закономерно: каков вопрос (то бишь, посыл) – таков ответ.

Выступавшие отмечали особую тонкость работ мастера, их манкость, эмоциональность, атмо­сферность. По совокупности эти (безусловно, весомые сами по себе) определения без натяжки укладываются в одно – «поэзия». Анатолий Горлищев – поэт от живописи, что, на мой взгляд, очевидно и неоспоримо. Тут случай тот, когда в случае несостоятельности диалога «художник-зритель» надо винить последнего; Горлищев со своей стороны вкладывает в произведение по максимуму. Не только мастерства художника, но и – ума; его вещи – подчеркнуто самостоятельны и интеллектуальны. Даже если это простой пейзаж; вот что такое – собственный почерк, свой голос.

Богачевское наследство

Как справедливо заметил еще один умный воронежский художник, однокашник Горлищева по ВХУ и его друг Дмитрий Савенков, в работах Анатолия есть продуманность, но нет надуманности. Они действительно органичны – не отнять, не прибавить. И лично мне понятно, откуда – помимо природного таланта, конечно – благодать такого умения у автора. Он – ученик замечательного Андрея Богачева, светлая память мастеру. Который преподавал в ВХУ и, помнится, в теперь уже давней беседе с корреспондентом «Берега» называл Горлищева в числе самых одаренных и перспективных своих учеников. И когда я спросила у Анатолия о главных уроках Богачева – возможно, научил живописному языку – собеседник меня поправил: скорее, живописной культуре научил. А еще – отношению к жизни и работе в целом; общение с учителем было очень тесным. Мастерские находились рядом, дойти друг до друга труда не составляло, а желание встречаться и разговаривать было всегда…

Теперь Горлищев – сам преподаватель ВХУ, с многолетним уже стажем. Кто-то из гостей вернисажа заметил: повезло его ученикам. У столь самобытного мастера учиться – счастье. Добавлю, что «науку» способны преподать сами его работы, независимо от жанра и формата: внимательно рассматривать их, разбираться с тем, как что сделано с точки зрения выбора палитры, колорита, живописных нюансов, построения композиции – прекрасный шанс получить ответы на принципиально значимые профессиональные вопросы. Причем – шанс не сиюминутный: выставка проработает по 22 апреля.

Справка «Берега»

Анатолий Викторович Горлищев родился в 1975 году в Воронеже. Окончил Воронежское художественное училище, Воронежскую государственную академию искусств. Член Союза художников России с 2002 года, участник многих республиканских и областных выставок. Работы Горлищева находятся во многих частных галереях и коллекциях.

Прямая речь

«Жанровая картина – тот вид творчества, которая позволяет художнику рассказывать, в общем-то, о себе, – убежден Анатолий Горлищев. – Это не портрет, где автор работает с моделью; здесь ты – один на один с собой, воплощаешь какие-то свои идеи и замыслы».