Газета,
которая объединяет

Не унять кровопролитье

Театр оперы и балета сдал премьеру «Ромео и Джульетты»
Рубрика: Культура№ 116 (1399) от
Автор: Анна Жидких

Балет в нашем городе любят, и классические его версии – особенно. Именно поэтому появление в репертуаре воронежского театра балетного спектакля «Ромео и Джульетта» в анонсах нуждается не слишком: тот случай, когда театральный зал и без того будет полон всякий вечер, отданный под балет Сергея Прокофьева. Внушительный «возраст» сочинения – тому не помеха (премьера, состоявшаяся в чешском Брно, датируется 1938 годом).

Поставил спектакль в Воронеже молодой московский балетмейстер Сергей Антонов. Автор либретто по одноименной трагедии Шекспира – знаменитый Леонид Лавровский, хореография – его же, в редакции не менее знаменитого сына, Михаила Лавровского. Стоит отметить, что «Ромео и Джульетта» квалифицируются вершиной творчества Лавровского-старшего, сочинившего спектакль в полном соответствии с музыкой Прокофьева (не самого, заметим, «балетного» композитора). Художником-постановщиком выступил воронежец Валерий Кочиашвили, музыкальный руководитель и дирижер – Юрий Анисичкин.

Хрестоматия против эксперимента

Остановка на «возрасте» балета – не случайна. Созданный во времена оны, он «изъясняется» со зрителем языком танца, который никак не назовешь современным. Я склонна отнести эту архаику к достоинствам постановки; эксперименты с классикой – всегда чреваты. И, честно говоря, порядком надоели. По мне, уж лучше подробная, понятная и отчасти предсказуемая (потому как – хрестоматийная) хореография, чем новации сугубо пластического толка. Кроме как демонстративным темпераментом, они, как правило, ничем иным похвастать не могут. И, того хуже, делают нечетким, даже коверкают рисунок постановки, не говоря уж о его лирико-драматическом содержании. Темперамент в чистом виде нужен далеко не везде: балет, как и любой другой спектакль, призван не ловкие телодвижения показывать, но – рассказывать историю чьей-то жизни.

С оглядкой на вышесказанное анализировать творчество создателей балета не считаю нужным – оно столько раз проанализировано, причем специалистами с мировыми именами, что остается только сказать спасибо столичным профессионалам за работу в Воронеже. Благодаря проработке ими всех тонкостей шекспировской трагедии, яркими получились не только главные герои спектакля, но – персонажи второго, скажем так, ряда.

Динамика по ходу дела

В целом зрелище можно назвать величественным: подчеркнуто пышная сценография, блещущие золотом костюмы. Сюжет один в один повторяет Шекспира: «Две равно уважаемых семьи в Вероне, где встречают нас событья, ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитье. Друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни, и гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни…»

Первое действие – а их в балете два – смотрится, особенно на контрасте с известными шекспировскими страстями, несколько статично. Хореографических «точек» – множество (в соответствии, в принципе, с музыкой Прокофьева). Да еще та самая «тяжелая» сценографическая позолота; тут вроде как не до подвижных эмоций. Динамика нарастает по ходу дела: особенно результативно ее привносят в спектакль партии Тибальта (Владислав Иванов) и Меркуцио (Геннадий Горожанкин). Удачно выстраивают общий ритм и массовые сцены, которых – очень много; спектакль – густо, скажем так, населен.

Что касается главных героев – они отыгрывают трагизм ситуации больше средствами хореографии, нежели внутренним переживанием коллизий. Джульетта (Юлия Непомнящая) успешно справляется со своей партией; если со временем балерина добавит героине непосредственности (особенно в начале спектакля) и чувственности (особенно – в конце), все будет еще лучше. С Ромео (Александр Литягин), на мой взгляд, сложнее: опытный, выразительный в образах «сановных особ» танцовщик несколько перерос Ромео – во всех смыслах. Хотя техническая сторона дела и артистизм как таковой тут – на уровне.