Газета,
которая объединяет

Цена врачебной ошибки

Доктора продолжают убивать и калечить пациентов. По халатности
Рубрика: Социум№ 17 (1996) от
Автор: Сергей Кисин

В Воронежской области из-за халатности медиков снова погиб человек. Причем, речь не о последствиях сложной операции. Доктор всего-навсего «забыл» изучить медицинскую карту пациента…

Ничто не предвещало

История практически пятилетней давности: 11 августа 2011 года жителю Россоши провели хирургическую операцию по имплантации электрокардиостимулятора сердца «Байкал-332». Показанием к операции явилась ишемическая болезнь сердца. Нужное оборудование установили, запись в медицинской карте сделали: казалось бы, живи и радуйся... Беды ничто не предвещало.

А пришла она в прошлом году. 10 марта 2015 года тот самый пациент обратился в россошанскую поликлинику к врачу-неврологу, пожаловался ему на головную боль. Врач поставил предварительный диагноз – «церебральный атеросклероз». И назначил дополнительное исследование – магнитно-резонансную томографию головного мозга. Официальную бумагу-направление доктор заверила личной подписью и печатью.

17 марта во время проведения МРТ мужчина скончался.

Согласно заключению эксперта, проведение этого исследования находится в причинно-следственной связи с наступлением смерти. Врач, не изучив медкарту пациента, назначил ему обследование, противопоказанное при наличии электрокардио­стимулятора. В пресс-службе следственного управления следственного комитета области «Берегу» пояснили: пациент не был обязан предупреждать врача об установленном кардиостимуляторе. Равно как и о других особенностях своего здоровья. Для этого и существует медицинская карта. Без ее детального изучения врач не имеет права назначать пациенту те или иные обследования, а также – лечение. Здесь же, очевидно, доктор пренебрег этим правилом – первым и главным…

Налицо врачебная ошибка, обернувшаяся трагедией. Обвинение 52-летней женщине предъявлено на основании ч.2 ст.109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих должностных обязанностей»). Уголовное дело направлено в суд.

Смертельный укол

Эта новость, увы, – практически из разряда обыденных. В 2014 году в производстве следователей нашей области было четыре дела о врачебных ошибках, а в прошлом году – уже 19. Вот и получается, что описанный случай – не что-то из ряда вон выходящее, а продолжение страшной статистики.

Еще один громкий эпизод произошел совсем недавно. 24 февраля беременная женщина обратилась в Семилукскую районную больницу. Пожаловалась на то, что ребенок прекратил подавать признаки жизни. Однако экстренную помощь ей не оказали, а госпитализировали только на следующий день.

В больнице пациентке ввели препарат цеффтриоксон. В 11 часов того же дня она умерла. Согласно медицинскому свидетельству, причиной смерти стал анафилактический шок на внутривенное введение препарата. В связи со смертью пациентки прокуратура Семилукского района инициировала проверки департаментом здравоохранения Воронежской области и Следственным отделом по городу Семилуки СКР по Воронежской области, ход проверок взят на контроль.

Роковая игрушка

Этот случай – не единственный, так или иначе связанный с детьми и матерями. В феврале, опять же, в нашей области погиб годовалый малыш, подавившийся детской игрушкой. Вину за то, что ребенка спасти не удалось, возлагают на врачей районной больницы. По факту гибели младенца возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»).

Как все случилось? 9 декабря 2015-го годовалый мальчик проглотил детскую игрушку в виде ракушки. Мать попыталась извлечь игрушку, но мальчик начал задыхаться. Тогда женщина обратилась в Поворинскую центральную районную больницу. Ребенок был госпитализирован и помещен в реанимацию, где позже скончался.

Согласно предварительным данным из уголовного дела, медики не оказали пострадавшему малышу квалифицированную помощь. Не приняли меры и для отправки его в больницу областного уровня, где могла быть проведена операция, не предоставили спецтранспорт.

Зуб и мудрость

Впрочем, печальная летопись врачебных ошибок в нашей области знает и менее трагичные примеры. Вот история, произошедшая около года назад. Женщина обратилась в стоматологическую поликлинику Воронежа для удаления зуба. Однако при проведении операции врач-стоматолог совершил ошибку, в результате чего у пациентки оказалась сломанной нижняя челюсть.

Пострадавшая подала иск в Центральный районный суд о возмещении вреда, причиненного здоровью, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда и судебных расходов на общую сумму 400 тыс. руб. Эти деньги и обязали выплатить пациентке. Ответчик согласился с предъявленными требованиями и выразил намерение заключить мировое соглашение.

С ситуацией, когда доктор, пригласив вас на прием, что-то усиленно строчит в своих формулярах, почти не поднимая глаз на больного, сталкивался каждый. А значит, перечень подобных страшных историй почти наверняка пополнится.

Остается только критически относиться к назначениям врачей, сопоставляя их рекомендации с объективной реальностью ваших диагнозов.

В тему

В США от медицинских ошибок ежегодно погибают до 100-200 тыс. человек. В России официально ошибки врачей не регистрируются. По неофициальным же данным, от профессиональных просчетов медиков гибнут до 50 тыс. пациентов! А ошибочны чуть ли не треть всех поставленных диагнозов! На Западе (в частности, в США), решение по делам о врачебных ошибках принимает жюри присяжных (у нас – судья). И размеры компенсаций там колоссальные, доходящие до сотен млн долларов. В РФ самая большая на сегодня сумма морального вреда – 15 млн руб. Суд взыскал ее с клиники акушерства и гинекологии Санкт-Петербургского госмедуниверситета в пользу пациентки: при наличии четких показаний к кесареву сечению ребенка тащили через родовые пути. Мальчик родился с необратимыми повреждениями головного мозга (не мог глотать, двигаться, видеть и слышать) и через два года мучений умер.