Газета,
которая объединяет

В каждом рисунке – солнце

Воронеж увидел и оценил масштаб личности Зураба Церетели
Рубрика: Культура№ 15 (1994) от
Автор: Анна Жидких

Как уже сообщал «Берег», в воронежском областном музее им. И. Крамского работает персональная выставка президента Российской академии художеств, народного художника СССР и РФ, Посла Доброй Воли ЮНЕСКО Зураба Церетели. В экспозицию, занявшую два этажа музейного выставочного зала, вошли живопись, эмаль на меди, графика и, разумеется, скульптура.

Не только монументы

В этих ярчайших интерьерах время пролетает незаметно: кружить по выставке Зураба Церетели можно часами, останавливаясь около каждого экспоната. Это феерия какая-то – цвета, формы, стиля, эмоций, распахнутости отдельно взятой души и мира в целом… Так и хочется выдать клишированное «в каждом рисунке – солнце» – в том смысле, что работы великого грузинского мастера непременно достанут и пронзят своими лучами даже самого «мрачного» зрителя.

Настоящее открытие сделает для себя человек, понаслышке знающий о Церетели лишь то, что он – создатель гигантских монументов, разбросанных по всему миру. Так уж повелось в нашей стране, что творческое лицо того или иного автора часто оказывается искаженным – политической конъюнктуры, прежде всего, ради. Вот захотелось кому-то из «правильных» искусствоведов поставить акцент на том, что Церетели – исключительно монументалист, так ярлык соответствующий и приклеился…

Выставка в воронежском музее – прекрасная возможность доказать: Зураб Константинович – художник в самом высоком, широчайшем смысле понятия. Он так весомо подает свой мир и так щедро им делится, что в памяти невольно вспыхнуло впечатление от первой встречи с этим колоссом…

Приятие жизни

Тогда Церетели приезжал в Воронеж впервые. Выставлялся в зале на Кирова, где с порога встречали его «официальные лица», представители прессы в том числе. И Зураб Константинович, увидев журналистов, терпеливо ожидающих своей очереди «доступа к телу», вдруг стремительно шагнул к нам сам – буквально с распростертыми объятиями. «Приезжайте в Москву, к Зурабу в гости», – дружески тряс руки поочередно каждому, одаряя лучезарной улыбкой. Поневоле сравнишь с воронежскими снобами от культуры, у которых на месте таланта – апломб…

Это лирическое отступление на самом деле – тоже характеристика выставки в Крамского. Те же, присущие Церетели-человеку, радушие, приятие жизни и бурное восхищение ею, потрясающую энергетику общения демонстрируют экспонаты. А еще они говорят о том, что их автор – носитель великой грузинской культуры с ее очаровательной наивностью, декоративностью и свободой волеизъявления. Ну, и экспериментаторство мастера, которому идет девятый десяток, его умение и желание фантазировать заслуживают восхищения: ум этого человека пытлив и светел – иному юноше фору даст. Это, собственно, обстоятельство вкупе с громадным интеллектуальным багажом и позволяет Зурабу Церетели оставаться художником свежим и неожиданным. В чем можно убедиться в срок до 20 марта – выставка проработает по эту дату.

Р. S. Маленькая, но красноречивая деталь: то единодушие в оценках, которое вызвала выставка Церетели, – само по себе редкость. А для разношерстного в плане эстетических пристрастий Воронежа – в особенности.

есть мнение

«Творчество Зураба Церетели открыто миру, а он сам вплоть до сего дня со страстью отдается самым разно­образным творческим увлечениям, свободным от какой-либо догматики, – утверждает доктор искусствоведения Дмитрий Швидковский. – Он почувствовал необходимость борьбы за собственную индивидуальность и возможность опоры одновременно на классику, народное творчество и на открытия современного искусства. Причем для понимания его творческого метода очень важно еще раз подчеркнуть естественность и гармоничность соединения этих начал, в каждом новом произведении Церетели сплавляющихся по-разному».

справка «Берега»

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в семье известного грузинского инженера-строителя. Отец Константин Иванович до войны трудился в Народном Комиссариате Грузии – главным техническим инспектором. После был назначен главным горным инспектором республик Закавказья. Мать – Тамара Семеновна Нижарадзе – происходила из княжеского рода. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию детей, как это принято на Кавказе.

Зураб еще в детстве понял, какую профессию ему выбрать. Поступил в Тбилисскую академию художеств, которую окончил в 1958 году. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси», но до защиты ее не допустили из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель он написал новую картину – «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку.

в тему

Представляя Церетели-монументалиста, чаще всего выделяют десять самых известных монументов, авторство которых принадлежит Зурабу Константиновичу. В 1983 году в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией в Москве был установлен «парный» памятник «Дружба народов» – это одна из самых известных ранних работ Церетели. Скульптура «Добро побеждает Зло» помещена перед зданием ООН в Нью-Йорке в 1990 году и символизирует окончание холодной войны. Стела «Монумент Победы» возведена в рамках мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, открытого в 1995 году. У подножия «Монумента Победы» установлена еще одна работа Зураба Церетели – статуя Георгия Победоносца, одного из важных символов в творчестве скульптора. «Святой Георгий Победоносец», покровитель Грузии, установлен и на 30-метровой колонне на площади Свободы в Тбилиси – в апреле 2006 года. А Севилью украшает 45-метровый монумент «Рождение нового человека», уменьшенная копия этой скульптуры находится в Париже. Памятник Петру воздвигли в 1997 году по заказу правительства Москвы на искусственном острове в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. «Слеза скорби» появилась в США как подарок американскому народу в знак памяти жертв 11 сентября 2006 года. В 2010 году на пересечении улицы Солянка и Подколокольного переулка в Москве установлен монумент в честь погибших во время захвата школы в Беслане в 2004 году. Монумент «История Грузии» – композиция состоит из трех рядов 35-метровых колонн с барельефами грузинских царей и поэтов – установлен вблизи Тбилисского моря.