Газета,
которая объединяет

Свободный и ранимый

Воронеж продолжает отмечать юбилей Мандельштама
Рубрика: от
Автор:

На днях в воронежском академическом театре драмы имени Кольцова вспоминали Осипа Мандельштама. Где, в самом деле, и делать это, как не в учреждении, в котором трудился (пусть и недолго) опальный поэт – в качестве заведующего литературной частью?..

Под музыку Шопена

Вечер представлял собой мероприятие, посвященное 125-летию со дня рождения Осипа Эмильевича, а название получил «Полон музыки, Музы и муки». Литературно-музыкальная композиция в авторстве архивариуса театра Николая Тимофеева воплотилась на Малой сцене. Как повелось в таких случаях – без излишней театральности.

Естественно, сценарий «озвучил» многие стихи Осипа Эмильевича. Но наиболее информативной частью композиции стали чередующиеся со стихами воспоминания современников – поэтов Анны Ахматовой, приезжавшей в Воронеж проведать и поддержать чету Мандельштамов, и Марины Цветаевой, композитора Артура Лурье, писателя и философа Константина Мочуйского, пианистки Изы Ханцин, призванные рассказать о привычках, характере и увлечениях великого поэта.

Художественный руководитель театра Владимир Петров, Николай Тимофеев, актеры Евгений Баханов, Надежда Леонова, Татьяна Егорова в сдержанной манере и строгих интерьерах «знакомили» зрителей с масштабом мандельштамовской личности. Параллельно на большом экране, установленном на сцене, «возникал» сам Осип Эмильевич и его окружение. Музыкальным оформлением действа стали сочинения Чайковского, Шопена, Скрябина – композиторов, особо почитаемых юбиляром.

Дело принципа

Понятно, что автор, написавший «мы живем, под собою не чуя страны» и «пусти меня, отдай меня, Воронеж», не мог не спровоцировать разговор о личностной свободе. В истории остались свидетельства того, что боязливый, скажем так, на бытовом уровне поэт (смотри книгу воспоминаний Ирины Одоевцевой «На берегах Невы») оказывался настоящим храбрецом тогда, когда того требовал принцип. Так, не побоялся он однажды выхватить из цепких чиновничьих рук расстрельные списки…

Во второй части вечера демонстрировался фильм «Мандельштам о Мандельштаме», снятый на питерской студии «Урус фильм» специально к 125-летию поэта. Название таково, поскольку – вот ведь воля судеб! – о жизненном пути Осипа Эмильевича рассказывает его однофамилец Роальд Мандельштам. Он – тоже поэт, коренной ленинградец. Рассказывает, конечно, не сам: роль Роальда исполнил воронежский актер Кирилл Анохин. Воронежец и режиссер фильма, Вяче­слав Лагунов. А показывает эта лента «мандельштамовские реалии» – такие, как старый Кольцовский театр (поэт работал там с октября 1935-го по август 1936-го), улицу Швейников, бывшую Линейную, где он квартировал, уголки города, которые посещал… Такая действительность, до наших дней дожившая – лучшая память об Осипе Эмильевиче.

Как это было

По воспоминаниям Ирины Одоевцевой, Мандельштам был очень ранимым человеком, болезненно воспринимал даже мелочи. В качестве примера – случай: в питерском Доме искусств однажды организовывался карнавал, где поэты должны были блеснуть нарядами. Осип Эмильевич, собираясь в ДИСК, гладил жабо перед тем, как его надеть, и рассказал об этом Лозинскому. Остроумный Михаил Леонидович мгновенно преобразовал «жабо» в «жабу» и рассказал всем, что Мандельштам завел жабу, и будет выгуливать ее на вечере. Когда Осип Эмильевич пришел на торжество, народ окружил его и стал расспрашивать о здоровье Жабы Осиповны. Мандельштам обиделся и ушел. Тогда поэты снарядили делегацию, которая отправилась просить его вернуться на вечер. Он вернулся при условии, что больше никто не вспомнит о жабе.