Газета,
которая объединяет

Театр как зеркало русской эволюции

В ТЮЗе проходит международный фестиваль
Рубрика: от
Автор:

Он – уже седьмой по счету: международный театральный фестиваль «Театр детства и юности – XXI век», родившийся и прижившийся в воронежском театре юного зрителя. Но дело, конечно, не в арифметике: раз от разу форум детского и юношеского сценического искусства становится мощнее. Афиша «прирастает» именами серьезных драматургов и режиссеров. Крепнет зрительский интерес к событию. Повышается внимание авторитетной критики.

В этом году в Воронеж приехали 13 театральных коллективов, представляющих Москву и Санкт-Петербург, Казань и Тверь, Королев и Орел, Омск и Златоуст, Рыбинск и Элисту. Есть непосредственные соседи – липчане. И совсем уж далекие гости – Русский театр «Балаган-арт» из Коста-Рики.

Корпоративная солидарность

География, однако, географией, а зрителя, в первую очередь, заботит качественная сторона дела: чем седьмой фестиваль принципиально отличается от своих предшественников? Или он четко воспроизводит апробированную схему?

– Должен отметить, – отвечает на вопрос главный режиссер ТЮЗа, художественный руководитель фестиваля Александр Латушко, – что отбор спектаклей-участников был в этот раз более тщательным и вдумчивым. В силу чего программа получилась, в сравнении с предыдущими, более разнообразной. В качестве критиков получили приглашение работать на фестивале очень значительные и влиятельные в театральной среде лица: заведующая литературной частью театра им. Вахтангова Людмила Евгеньевна Остропольская, член экспертной комиссии «Золотой маски» Татьяна Николаевна Тихоновец, известный театровед, профессор Сорбонны Ирина Григорьевна Мягкова. Помимо этого, скажу о мастер-классах по мастерству актера «Энергия сцены, актера и роли», которые для нашего фестиваля – в новинку. Проводить их будет 13, 14 и 15 октября на малой сцене ведущий на сегодняшний момент специалист в мире, председатель Всемирной ассоциации мастеров театрального дела Юрий Альшиц. Живет он в Германии, в Берлине, ездит с лекциями по всему миру, ставит спектакли. Вот такая у нас в этом году целенаправленная программа, дающая участникам фестиваля возможность, во-первых, напитаться друг от друга новыми идеями, а во-вторых – осознать необходимость корпоративной солидарности. Для того, чтобы упрочить позиции детского театра – в отношении противодействия коммерциализации театрального искусства. Которая сегодня, к сожалению, очень широко внедряется на подмостки всей России; особенно это касается театра взрослого.

Без коммерческого мусора

– То есть фестиваль в этом смысле собрал единомышленников?

– Именно так. Во всяком случае, я и все мои коллеги, работающие на фестивале, совершенно адекватно относимся к идее воспитания подрастающего поколения средствами театра – без назидательности, через интерес, занимательность и открытия, через замечательную литературу. Без современного коммерческого мусора. Такие позиции и хотим мы сохранить. Потому что сегодня молодые люди очень и очень нуждаются в светлых идеях, которые коренятся в нашей, исконно русской древней культуре.

– На фестиваль приехали все коллективы из предварительно отобранных?

– Да, за единственным исключением: накладочка получилась с пермским театром «У моста». У них, к сожалению, не сложилось с финансами на проезд, и мы сделали замену – благо, было из чего выбирать. Пригласили липецкий драматический театр им. Толстого. В итоге, повторюсь – с учетом собственного фестивального опыта, впечатлений от фестивалей в других городах – удалось скомпоновать крепкую, интересную программу. И это здорово, это показательный, сам по себе, момент. Поскольку фестивальное движение – не прихоть. А насущная необходимость, позволяющая людям театра ориентироваться в сегодняшних социально-экономических условиях, адаптироваться к ним. Для того, чтобы ни в коем случае наше дело не было пущено на самотек.

«Сойер» – первым номером

Церемония открытия фестиваля – и это тоже добрая традиция воронежского театрального «сбора» – много времени не отняла. Фольклорный коллектив и актеры тюзовской труппы, облаченные в народные костюмы, под народные же (воронежские!) песни преподнесли гостям пышные караваи. Участников недельного театрального марафона поприветствовал руководитель департамента культуры Воронежской области Иван Образцов, передавший аудитории поздравление и напутственные слова губернатора Алексея Гордеева. С короткими речами выступили директор ТЮЗа Юрий Грецов и Александр Латушко – и лед тронулся! Погас в зале свет, «затикали» первые секунды спектакля тверского ТЮЗа «О мышах и людях»…

Собственно, стартовым пунктом сценической программы была не тверская постановка. Еще до официального открытия фестиваля, в утренние и дневные часы, публике предложили два спектакля: «Тома Сойера» воронежского ТЮЗа (режиссер – Вадим Кривошеев) и сказку «Червяк, или история любви» костариканцев. О первой вещи наши читатели могли прочитать в одном из последних номеров «Берега». Что касается второй – это театральное повествование о том, что в микромире насекомых кипят натуральные макрострасти: Маленький Червяк отчаянно влюбляется в Прекрасную Бабочку, которую похищает Огромная Птица. Героический Червяк отправляется на поиски возлюбленной через леса и пустыни, моря и горы. И находит предмет своего обожания в страшных сетях Паука… Хеппи-энд – сказочный: любовь торжествует, все, в конце концов, счастливы.

Пик любви и мужества

Спектакль «О мышах и людях» по повести Джона Стейнбека заслуживает самого подробного разговора. Прежде всего потому, что художественный руководитель тверского ТЮЗа, режиссер-постановщик спектакля Адгур Кове некоторое (до обидного недолгое) время работал очередным режиссером в воронежском ТЮЗе. А до того – главным в Борисоглебском драматическом театре им. Чернышевского, где делал яркие и умные спектакли даже с непрофессиональными актерами. В Тверь его взяли, что называется, с руками и ногами: талант этого человека очевиден. Но Воронежу он не пригодился…

Так вот, «О мышах и людях» (инсценировка – самого режиссера). Это притча – один из любимых (в силу, думается, ненавязчивости) «форматов» Кове. Трогательная и глубоко трагичная история о дружбе и заботе о ближнем, об ответственности за того, «кого приручили», о милосердии и жестоких законах человеческого бытия, которых не отменить самому горячему человеческому чувству.

Два друга – умный, верный Джордж и «двинутый», но честный и добрый трудяга Ленни – путешествуют по Калифорнии периода «великой экономической депрессии». Мечтают о собственном ранчо – надоело гнуть спины «на дядю». Но за полоумным Ленни – глаз да глаз; сила есть – ума не надо. Это про него. Что ни возьмет в руки (любит гладить мышей, котят, жаждет завести кроликов) – «заласкает» до смерти. Так однажды и с человеком поступил – с женой хозяина «фермы», где друзьям предложили очередную работу. И когда овдовевший муж решил застрелить убийцу супруги – Джордж его опередил. Пустил пулю в друга Ленни самолично; это – пик любви, преданности и мужества…

Спектакль, на мой взгляд, удивителен: сохранена эстетика Стейнбека и, в не меньшей степени, явлена эстетика Адгура Кове. Ничего лишнего, с нажимом нюансированного в слове и деле: такой простор для зрительского осмысления открыт, что только воздух ртом глотаешь… Атмосферность действа, прозрачность ситуаций, чуть ли не графичный рисунок огромной жизненной драмы – лично я бы на такого режиссера «ходила» без антрактов.