Газета,
которая объединяет

Посыпанные пеплом

Как пожар в психоневрологическом интернате отразится на системе соцзащиты в регионе и по всей России?
Рубрика: от
Автор:

Шесть дней минуло со дня трагедии в с. Алферовка Новохоперского района, где 12 декабря на пожаре в психоневрологическом интернате погибли 23 человека и столько же – пострадали. Теперь следователям предстоит определить: из-за чего случился пожар, можно ли было предотвратить трагедию? И, конечно, именно за следствием остается ответ на важный вопрос – кто виноват в случившемся?

Гром грянул

ЧП в Воронежской области вызвало широкий общественный резонанс. В первые два дня после пожара в небольшом селе Новохоперского района побывали чиновники разного калибра – районные, областные и федеральные, в том числе руководитель МЧС России Владимир Пучков и министр труда и соцзащиты Максим Топилин. Оба высказались довольно жестко.

Главный спасатель страны фактически прямо указал на вину представителей Госпожнадзора. По его словам, к тяжелым последствиям пожара в диспансере привело «формальное отношение чиновников, проводивших надзор за состоянием безопасности объекта». А глава Минтруда обратил внимание на недоработки региональных властей: «Организации соцобслуживания населения находятся в ведении субъектов федерации».

– Именно они должны контролировать соблюдение мер пожарной безопасности, заниматься профилактикой несчастных случаев, – подчерк­нул Максим Топилин. – Эту работу необходимо вести непрерывно.

Естественно, трагедия подобного масштаба не могла обойтись без отставок в структуре региональной власти. И реакция со стороны облправительства быстро последовала – своего поста по решению губернатора Алексея Гордеева лишилась руководитель департамента соцзащиты Наталья Самойлюк. Естественно, убрали и директора интерната Сергея Никифорова. Впрочем, на этом отставки не прекратятся – глава региона поручил уволить «всех должностных лиц, отвечавших за вопросы безопасности подведомственных департаменту объектов соцсферы». Однако списочный состав чиновников, которым придется попрощаться с постами, пока не называется.

Халатность или случай?

По факту гибели людей на пожаре в интернате следователи возбудили уже два уголовных дела, объединенных в одно производство. Первое – по ч.3 ст.109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам») – появилось сразу после трагедии, 13 декабря. Вторую статью – за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшим по неосторожности смерть двух или более лиц (ч.3 ст. 238 УК РФ) – следователи «добавили» к первой 15 декабря. В рамках расследования правоохранители изъяли документы в департаменте соцзащиты региона и регуправлении МЧС. Кроме того, «исследуется роль дирекции психоневрологического интерната».

Разбираться в том, кто виноват в произошедшем пожаре, будут сотрудники Главного следственного управления СК РФ. То есть руководить будут московские специалисты. Скорее всего, все оперативные мероприятия – допросы свидетелей, анализ документов и результатов экспертиз – лягут на воронежских следователей. Пока фигурантов в обоих делах нет, но это, вероятно, ненадолго.

Так что же произошло поздним вечером 12 декабря в злополучном интернате? Следствие пока, естественно, официально отмалчивается. Однако нам удалось побеседовать с источником в правоохранительных органах.

По его словам, на территории интерната два корпуса – первый был построен в 1962 г., второй – немного позже. Пожар произошел в первом корпусе, где содержались более тяжелые пациенты, в том числе лежачие.

– Фактически здание – деревянный сруб, стены в котором набиты дранкой, поштукатурены и побелены. Перекрытия – тоже из дерева. Позднее здание обложили кирпичом, – поясняет источник. – По документам, в 2013 г. в корпусе проводили противопожарную обработку: пропитывали стены специальным составом, не подверженным горению. Но проводили ли работы на самом деле, еще предстоит выяснить.

Кстати, в здании делали ремонт – корпус выгорел, но в коридорах сохранились металлические профили, на которые крепятся сайдинговые панели. А на крышу здания в 2014 г. высыпали толстый слой опилок – для тепла.

Относительно причины пожара у источника сомнений нет: здание загорелось из-за неосторожности при курении. Дело в том, что в палате, где находился источник возгорания, на нижней части стен были закреплены металлические панели – видимо, они не давали осыпаться штукатурке. Пациенты курили прямо в палате – самостоятельно передвигаться они не могли. Даже открыть окно у них не было возможности – на стеклопакетах, хоть и без решеток, были врезаны замки, а ключи находились у медперсонала.

– Судя по картине на месте пожара, кто-то из пациентов пропихнул окурок за одну из панелей, – считает собеседник. – Видимо, сигарета была потушена не до конца – она начала тлеть, а от этого занялось и деревянное основание здания.

Вопрос финансов

Сейчас можно долго спорить, была ли реальная возможность избежать масштабной трагедии? Наш источник уверен: жертв могло быть меньше – если бы соблюдались элементарные правила. В здании было два выхода, но один из них (ближайший к очагу возгорания) был закрыт на ключ, а из средств для борьбы с пожаром в корпусе были только два огнетушителя – да и те в комнате медперсонала…

Областные власти поддержат пострадавших пациентов и семьи погибших – первые получат до 100 тыс. руб., а родные жертв трагедии – по 500 тыс. руб. Пока следователи нашли родственников только 12 погибших. Правда, не исключено, что на ЧП захотят погреть руки какие-нибудь мошенники – подобные случаи в российской практике были. Но все заявления родственников будут тщательно проверяться, плюс претендентам на получение финпомощи необходимо документально доказать свое родство с погибшими.

Правда, сгоревшие пациенты интерната, по нашим данным, были недееспособными – то есть родные от них фактически отказались, а государство назначило им опекуна. В этой роли выступал теперь уже бывший директор учреждения, но он претендовать на выплаты вряд ли сможет – если вообще останется на свободе.

Тем временем

Сотрудники областной прокуратуры завершили проверку соцучреждений региона, организованную после пожара в Новохоперском психоневрологическом интернате. В пресс-службе надзорного ведомства сообщили, что прокуроры проинспектировали более 100 объектов. Выводы и аналитика по выявленным нарушениям пока суммируются, обнародовать результаты проверок в прокуратуре рассчитывают в пятницу.