Газета,
которая объединяет

Мартышка – и не только очки

В выставочном зале на Кирова – бело-синий праздник
Рубрика: от
Автор:

Гжель приезжает в Воронеж не впервые – и всякий раз это – яркое событие. Как правило, приуроченное к ближайшему большому празднику. И если предыдущий показ был предпасхальным, то нынешний «встречает» Новый год. Поэтому в экспозиции – целое поголовье обезьянок, символов 2016-го: кокеток, философов, озорников и так далее. У многих и имена есть: я, например, поближе познакомилась с Марусей и Анфисой.

Кто на новенького?

Не зверьем единым ценна выставка, развернутая сегодня на Кирова. Как всегда, много в коллекции разнообразной посуды – чайники, солонки, икорницы, квасники, соусники, сахарницы, конфетницы… Перечень можно длить. Хватает – и это тоже традиция – фантазийных композиций, сказочных сюжетов и персонажей.

Ходить по небольшой по квадратуре выставке можно полдня: каждое изделие надо рассматривать и рассматривать. Высочайшая культура и эстетика знаменитого промысла – составляющие неизменного зрительского интереса к нему. К тому же каждая выставка гжели – не просто развлекательное мероприятие. А еще и познавательное: зрителю предлагается не только любоваться фарфоровым великолепием, но и ознакомиться с «этапами большого пути» развития легендарного промысла, история которого насчитывает несколько столетий.

Двадцать два художника показывают сегодня на Кирова свои бело-синие творения. Среди них – авторы продукции, которую никогда прежде в Воронеж не привозили.

Творческий отчет

– Это настенные изделия, – поясняет организатор выставки Людмила Пашкова. – Плакетки, разносюжетные картины (много – в стиле «кантри»), панно различной формы. Если предыдущие выставки были интерьерные, посудные, фольклорные, то на этой можно видеть работы, используемые для оформления стен. Кстати, «ушли» они в народ со скоростью, которой никто не ожидал – очень востребованными оказались. Пришлось даже дополнительную посылку из объединения просить.

– Таков принцип организации выездных выставок гжели – не повторяться?

– Конечно! Условия проведения выставки оговаривают, что где-то процентов на 70 продукция (то есть – экспонаты) должна меняться. С чем это связано? С тем, что появляются у нас новые имена, молодые талантливые художники, с работами которых надо знакомить публику. Молодежь в объединение приходит активно – естественно, должен быть выход их творчеству. Так что каждая наша выставка, включая эту – еще и своеобразный отчет за определенный период времени: что мы сделали, чего достигли. И вот теперь наработанное за полгода показываем в Воронеже.

История с географией

Гжель – название живописной подмосковной местности. Археологи установили: гончарное ремесло существовало на территории Гжели уже в начале XIV века. В документах, датированных 1320 годом, зафиксировано: поселение отписано великим князем Иваном Калитой старшему сыну. С тех пор Гжель постоянно фигурирует в духовных грамотах – как земля, богатая лесами, реками, высококачественными глинами.

Наши люди

Пятьдесят лет проработала в объединении «Гжель» уроженка Воронежа Наталья Бессарабова, попав туда в тяжелейший для артели период. Разруха, заводы взорваны, художников в живых практически не осталось. Бессарабова по крупицам собирает уцелевшие остатки промысла: ходит по деревням, разговаривает со стариками. И, систематизируя находки, создает новую школу росписи гжели.