Газета,
которая объединяет

Маршруты экономики

Сколько должен стоить проезд в городском транспорте?

В начале весны текущего года власти Воронежа запустили масштабную реформу системы пассажирского транспорта. Цель поставили амбициозную – за четыре года полностью обновить автопарк, чтобы горожане забыли о старых дребезжащих автобусах. Правда, за комфорт придется заплатить – параллельно с «омоложением» подвижного состава произойдет и рост стоимости проезда. Но на какую сумму? И сколько воронежцы готовы отдавать за поездку с комфортом?

Автобус – не роскошь

Для начала мэрия провела три «транспортных» аукциона, на которых разыграла право на обслуживание автобусных маршрутов. Ключевым условием договоров было обновление автопарка. По словам председателя городского совета перевозчиков Дмитрия Крутских, контракты между автопредприятиями и мэрией предусматривают обязанности с обеих сторон. Если транспортники должны обновить технику, то муниципалитету необходимо обеспечить ежегодное повышение тарифа.

– Бизнесмен должен просчитывать рентабельность своего предприятия. Он вложит несколько сотен миллионов рублей в закупку автобусов, а тариф не вырастет – что тогда? – задается вопросом эксперт. – Вместо развития и обновления пассажирских перевозок город может получить банкротство компаний и транспортный коллапс.

Цена вопроса

Закупка новых автобусов требует немалых вложений. По мнению Дмитрия Борисовича, суммы эти должны быть заложены в тарифе.

– Большие расходы связаны с тем, что предприятиям надо обновлять технику и повышать зарплаты сотрудникам, – поясняет он. – Оптимальный тариф составляет около 20 руб., но – не для старых разбитых автобусов.

Сегодня за поездку в городском транспорте приходится платить 15 руб., а в ночное время – 20 руб. Однако уже весной будущего года цена может измениться: в декабре перевозчики начнут подавать свои заявки на пересмотр стоимости проезда в областное управление по госрегулированию тарифов.

– Им необходимо показать, какие суммы были потрачены на закупку техники, сколько пришлось на рост зарплаты водителей и увеличение прозрачности предприятия – например, по налогам, – отмечает руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов. – Расчеты транспортников должны быть обоснованными, тогда компании смогут рассчитывать на поддержку городских властей.

На экономическую целесообразность повышения стоимости проезда в городском транспорте указывает и сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

– Зачастую при пересмотре тарифа на проезд в маршрутках мы сталкиваемся с ситуацией, когда перевозчики просто не могут грамотно обосновать рост своих затрат – из-за «черной» бухгалтерии и неучтенной наличности, – поясняет активист. – По большому счету, неизвестно, насколько обоснован и сегодняшний показатель.

Тариф при лунном свете

Многие помнят, что до 2012 г. в Воронеже поездка в большегрузных автобусах и «Газелях» стоила по-разному – действовала дифференцированная тарификация. Проезд в маломестной маршрутке тогда обходился чуть дороже. Но от этой системы решили отказаться, чтобы горожанам не приходилось переплачивать – на некоторых направлениях альтернативы «Газелям» просто не существовало.

Зато сохранился «ночной» тариф – с 22.00 и до 6 утра проезд стоит без малого вполовину дороже, чем днем. Логика вполне понятная: чтобы перевозчикам было интересно оставаться на линии в позднее время, цена билета ночью должна быть немного выше. Правда, далеко не все эксперты приветствуют подобную систему.

Так, Юрий Новиков уверен, что действующая система несовершенна. Однако саму идею дифференциации тарифа он поддерживает. За основу для установления разной стоимости он предлагает взять два показателя – тип вместимости автобуса и его комфортность. Тогда проезд в микроавтобусе, рассчитанном на небольшое число пассажиров, снова станет дороже.

– Человек должен платить за услугу в зависимости от ее качества, а не от времени суток, – уверен общественник. – Если очень постараться, можно сделать глубоко проработанную систему тарификации, привязанную к разным критериям – вместимости техники, популярности маршрута и даже его продолжительности.

Рост тарифа = развитие?

Так будет ли меняться (то есть увеличиваться) стоимость проезда в общественном транспорте областного центра в ближайшем будущем? Скорее всего, да. От прогнозов по поводу точной величины нового тарифа Владимир Анисимов воздерживается – по его словам, рост может составить 1-2 рубля.

Примерно эту же цифру – 17 рублей – называет и Юрий Новиков.

– Но перевозчики обязаны активно обновлять подвижной состав, – убежден он. – Плюс – должно повышаться качество обслуживания: надо бороться с высадками вне остановок, громкой музыкой и курением в салонах, с гонками на дорогах. По крайней мере, необходимо создать систему наказания водителей за подобные нарушения – тогда негатив будет постепенно исчезать.

Впрочем, пока говорить о росте тарифа рано – подобное решение принимается не чаще раза в год, а последний раз стоимость проезда повышалась в марте 2015 г. Так что вопрос отложен – ждем весны.

В тему

Принцип конкуренции

В середине июля Совет Федерации одобрил принятый Госдумой закон №220 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…». В документе предусмотрена возможность введения двух систем – с  регулируемыми и нерегулируемыми тарифами.

В первом случае единую стоимость проезда устанавливают местные власти, во втором – цену определяют сами перевозчики. По договоренности с транспортными компаниями муниципалитет или регион могут предоставить льготы для некоторых категорий пассажиров при перевозках по нерегулируемым тарифам. Но тогда сумму «выпадающих доходов» придется компенсировать частникам за бюджетный счет.

Закон вступает в силу с 11 января 2016 г., но примеры действия системы нерегулируемой тарификации есть и сейчас – в Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Свою модель разделения тарификации предлагает Юрий Новиков: если направление дублируется (например, несколько маршруток двигаются по Московскому проспекту и Плехановской), то стоимость билета определяют транспортники. По идее, «зарваться» перевозчикам не позволит открытая конкуренция – горожане смогут выбрать, на каком автобусе им ехать. А там, где только один маршрутчик-«монополист», можно оставить фиксированный тариф.