Газета,
которая объединяет

Не по лекалу

В Лиски прилетала «Синяя птица»
Рубрика: Культура№ 112 (1972) от

Областной фестиваль детских и юношеских театральных коллективов «Синяя птица», придуманный Воронежским областным центром народного творчества и кино, проводится раз в два года. Последние несколько лет – в Лисках. Город радушно встречает гостей, создает прекрасные условия для показа спектаклей и досуга юных артистов. А лискинские ребятишки в эти дни превращаются в настоящих театралов – в зале практически не бывает свободных мест.

Удивили гномики

Авторитет фестиваля заметно растет, увеличивается и количество желающих принять в нем участие. В этот раз заявки подали 16 коллективов. К участию в конкурсе были допущены десять. Смогли приехать девять.

Коллективы разные: по возрасту – от дошколят до учеников выпускных классов; месту жительства – от сел до областного центра; и, разумеется, по репертуару. Сразу скажу, что каждый был по-своему интересен.

Первым приятным удивлением стал спектакль «Дюймовочка» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена театральной студии «Гномики» Углянского СДК Верхнехавского района. Когда на сцене дети пяти-шести, а то и менее лет, ничего, кроме умиления, это зрелище вызвать не может. Ничего подобного в нашем случае не было. А были настоящие маленькие артисты, хорошо знающие текст и осмысленно его подающие. Сосредоточенные на своей роли и прекрасно взаимодействующие с партнером. Умело справляющиеся с нештатными ситуациями, возникающими на сцене. Пластика, жесты, речь – все на месте и в полном порядке. Плюс великолепные, по-настоящему театральные костюмы, умелый и уместный грим.

С детьми по собственной авторской методике, развивающей творческие способности дошкольников посредством стихотворной формы, работает Наталия Деева. А возглавляет коллектив Елена Каширина. И название ему придумали на редкость удачное – в то, что перед тобой дети, не очень-то и верится. Это – гномики: умные, взрослые, ответственные.

На сцене – СМСка

Следующее знакомство – театральная студия «ФЭРИКИ» из Нововоронежа. В Доме детского творчества, где она базируется, есть еще один театральный коллектив – молодежный «Фэриартос». У них общий руководитель – Светлана Попова. На фестиваль поддержать малышей приехали ребята из взрослой команды, и даже были задействованы в спектакле «Собачьи радости» по мотивам рассказа Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

Спектакль сделан этюдным методом. Слова есть и у Бобика, и у Барбоса. Остальных персонажей – Часы, Смартфон, Телевизор, увешанный магнитиками Холодильник и т.д. – изображают ребята. Какое поле для наблюдательности и фантазии! Характерный звук – и появляется девушка в красном: это пришла СМСка. Нажатие кнопки – и оживает телевизионная картинка: патлатый мужик с гитарой резвится прямо в комнате. Этот спектакль еще долго может развиваться внутри себя; изображать предметы и животных, превращая все это в театр, чрезвычайно увлекательно.

Театр миниатюр «Балаган» Совхозной СОШ села Гремячий Колодезь Семилукского района (руководитель Елена Петрова) показал спектакль «Дама сдавала в багаж…». Победитель прошлого фестиваля в номинации «Лучший детский спектакль» (программа условно делится на спектакли детские и юношеские), «Балаган» и на этот раз оказался в числе лидеров. Стихотворение Самуила Маршака, правда, с легкой отсебятинкой, ребята рассказали задорно, уверенно, с юмором. Роль нашлась для каждого – Дама, Машинист, Диван, Чемодан и далее по тексту, а все вместе они составили коллектив рассказчиков, хор. Смена ритмов создавала динамику действия и, в то же время, требовала от юных исполнителей определенного мастерства – быть одновременно персонажем и рассказчиком даже для профессиональных артистов непросто. На обсуждении кто-то предположил, что этот спектакль не потерялся бы и на фестивале МАРШАК.

С учительской дотошностью

Лидия Антоненко, руководитель театральной студии «Арлекин» Межпоселенческого центра досуга села Новая Усмань, привлекла к своей работе внимание несколько лет назад, дебютировав на фестивале «Театральные встречи в Никольском». Жюри тогда удивил высокий уровень постановки обычного школьного кружка (студия возникла в общеобразовательной школе, где Лидия Антоненко преподает литературу и русский язык).

На нынешнем фестивале удалось пообщаться поближе, и в разговоре выяснилось, что к театральным занятиям Лидия Игоревна подходит с учительской дотошностью: бывает на творческих лабораториях, вывозит ребят на фестивали в Питер и Прибалтику. На этот раз она представила спектакль по мотивам пьесы Олега Богаева «Марьино поле». В заброшенной деревне доживают свой век три старухи. Одна из них вот-вот отдаст Богу душу. Спектакль так и начинается: в полумраке на узком топчане-кушетке лежит старуха. Проекцией на экране – скромный деревенский иконостас с теплящейся лампадкой. Видеоряд сопровождает весь ход спектакля. В зависимости от происходящего на сцене это будут кадры реки, железной дороги, бесконечного простора неба, могилы в финале. То, что старуха на топчане умирает, становится понятно сразу, еще до того, как актеры начинают произносить текст. А когда ее подругам кажется, что все уже произошло, она внезапно приходит в себя. Тут-то и начинается самое интересное. Старухи рассказывают друг другу сны, в которых к ним приходят погибшие молодыми на фронте мужья. Пограничность ситуации: в программке указан возраст бабушек – каждой по 100 лет, они как бы проживают мгновение между жизнью и смертью, словно растормаживают воспоминания, эмоции, чувства. Прошлое оживает в сегодняшнем дне. Сны путаются с явью. Уже и не понять, кто перед нами, какого возраста эти женщины, какое время на дворе и для кого эта уходящая в бесконечность дорога.

Успех спектакля, как мы знаем, во многом зависит от исполнителей. Юные Ксения Лукина, Елена Сергачева и Кристина Чиховская в ролях Серафимы, Маши и Прасковьи – столетних, напомню! – были убедительны за счет речевых характеристик. Им удавалось передать красоту и мелодичность «неправильной» деревенской речи, пластику без утрирования и, главное, достоверность внутреннего состояния. Сюда бы еще не назидательный, буквальный, к тому же пафосный финал…

Впрочем, кардинально на решение жюри он не повлиял, и спектакль получил Гран-при фестиваля. В целом же «Синяя птица-2015» показал, что детские коллективы нашей области развиваются не по общему лекалу, а – творчески, что каждый из них – со своими особенностями. И это замечательно.

Надежда РОГОТОВСКАЯ

Интересно знать

Философская пьеса-притча «Синяя птица» была написана Морисом Метерлинком в 1908 году и стала вершиной его творчества. Это – философская сказка о смысле человеческой жизни.

Синяя птица – символ мечты и удачи. В России существует множество творческих конкурсов с таким названием.