Газета,
которая объединяет

Педагогическая поэма

На Пушкинской – творчество художественного училища
Рубрика: Культура№ 109 (1392) от
Автор: Анна Жидких

Выставку, развернутую в зале Союза художников на Пушкинской, к большим художественным событиям не отнесешь, чему есть объективная причина. График Валерий Семенов, отбиравший экспонаты, пояснил: она составлена в отсутствие «основных сил». И – на скорую руку: буквально за три дня.

В период подготовки выставки многие воронежские художники из разряда наиболее заметных участвовали в Третьяковском пленэре. И дать работы просто физически не смогли. Куратору пришлось довольствоваться тем, что осталось «на местах»: экспозицию, говорит он, формировал по принципу «чтоб не скучно было».

На видном месте

О скуке, вероятно, речь идти не должна: есть нынче на Пушкинской и веселое, и светлое, и просто хорошее. Порадовала встреча с работами Виктора Бойченко, Евгения Пошивалова, Владимира Преснякова, Джорджа Сиухина, Ольги Гурьевой, Вячеслава Знаткова и некоторых других мастеров. Однако без дурновкусия, на мой взгляд, не обошлось. Выставлены полотна (да еще – удобно, согласно композиционному решению, расположенные для обозрения зрителем), которые способны вдохновить разве что самого автора в тенетах собственной мастерской. Приглашенные их вежливо рассматривали, глазами давая друг другу понять, что видят нечто не слишком удобоваримое.

Так или иначе, принадлежность всех мастеров к определенному цеху оговорена: выставка составлена из произведений преподавателей и выпускников воронежского художественного училища разных лет. И ее существование оправдано хотя бы тем обстоятельством, что в обозримых планах заведения – празднование большого юбилея: через три года училище отметит тридцатилетие. Валерий Семенов обозначает плюсы выставки, которую называет подготовительной, с прицелом именно на этот факт.

Репетиция генеральной репетиции

– Когда мощные силы задействованы, – объясняет он принципы формирования экспозиции, – «мелочь» сама собой отпадает. А сейчас на выставку попали даже те художники, которые чуть ли не впервые выставляются. И хорошо, что мы сделали такую встряску: дальше они будут творить охотнее.

Семенов оговаривается: даже если и появилась бы возможность привлечь к делу большее число художников, разместить работы было бы негде. Зал на Пушкинской – совсем маленький. Поэтому училищный юбилей намереваются отметить выставками на двух­трех городских площадках, включая художественный музей им. Крамского. Пока же – репетиция, пусть и не генеральная.

К достоинствам экспозиции отнесу ее разножанровость: тут, помимо наиболее привычных для Пушкинской живописи и рисунка, присутствуют керамика и декоративно­прикладное искусство. Понятно, что «преподавательский спектр» по определению должен включать эти составляющие – они и обнародованы. А еще соглашусь с председателем регионального отделения Союза художников Алексеем Смирновым: выставка имеет свое лицо. В том смысле, что она – сама непосредственность.

– Это, знаете, как в гости приходишь, – рассуждал Алексей Ефимович. – Когда к твоему визиту готовятся специально – получается сухо и чопорно. А когда возникают экспромты, неожиданные встречи – тогда проступают душа и теплота.