Газета,
которая объединяет

Незабытая мелодия для флейты

Рубрика: Колумнистика№ 66 (1926) от
Автор: Анна Жидких

Тянет, знаете ли, цитировать: от «предчувствия меня не обманули» – до «за что боролись». А если по сути: вот и дожили мы, друзья мои и прочие, до «обыска репертуара»; так охарактеризовала федеральная газета явление, отражением которого стал запрос, пришедший недавно в Центр им.Мейерхольда.

Письмецо (видимо, в конверте) – с тройным грифом прокуратуры: российской, столичной и межрайонной. А с преступниками, действительно, как иначе? Только по всей строгости закона!.. Адресовано сочинение худруку ЦИМа Виктору Рыжакову. Которому вменяется в обязанность прибыть «в органы» для пояснения: входят ли ряд спектаклей (список прилагается) в действующий репертуар Центра. И если – да, то будьте любезны, гражданин хороший, «предоставить информацию о том, кто именно является режиссером (постановщиком) спектакля, примерное содержание произведения на театральной сцене, заняты ли в постановке несовершеннолетние дети (их количество, пол, гражданство)».

Во следующих строках послания ведомство интересуется – «проходило ли содержание постановки спектакля какое-либо предварительное рецензирование (критику, искусствоведческое исследование) в органах исполнительной власти перед выходом на сцену для массового показа»? И велит приложить к ответу разрешительные документы. А также – доложить, «кто именно из должностных лиц отвечает за согласование спектаклей перед выходом на сцену для массового показа». И «имеются ли в вышеуказанных спектаклях сцены нецензурной брани, пропаганды аморального поведения».

Оставим за скобками безграмотные «содержание постановки спектакля» и «сцены нецензурной брани» – не ради них пишу. А фишка – вот: ревнители театральной нравственности (в лице тройственного прокурорского союза) возбудились «в связи с обращением Независимого фонда развития культуры «Искусство без границ». С подачи фонда и «проводится проверка по доводам об использовании в театральных постановках нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

Сакраментальное «а судьи кто» – лыко в строку, увы. Независимых представителей безграничного искусства я, например, не знаю. Вы, скорее всего, тоже. На вопрос же о том, кто такие Константин Райкин или Кирилл Серебренников, поставившие большинство спектаклей из «анафемского» списка, ответит практически каждый. Эти режиссеры доказали свою творческую состоятельность давно и не мне одной. Можно принимать их системы этических и эстетических ценностей, можно не принимать – дело вкуса, образования, воспитания. Но отказывать оным в праве на существование – дикость! По причине их художественной обоснованности, которая никому ничего не должна.

Кажется, у Довлатова есть умозаключение: гений противостоит не злодейству. А – посредственности. Бездарности, которая всегда толпится и воинственна по определению. И не стала бы я тут проговаривать подобные истины в силу их очевидности, кабы не родная воронежская реальность: у нас тоже наперегонки и с упоением бесов ловят! Маргиналы, непонятно за какие заслуги присвоившие себе роли сеятелей доброго и вечного, на каждом углу изобличают «дьявольское» искусство. Под которым неясно, что имеют в виду, реагируя, как собака Павлова, исключительно на безусловный рефлекс: есть мат (прочие вольности) – ату его! Анализировать произведение с других позиций – Бог не дал. И при том наивно надеются на какие-то «умные» дискуссии: да кому ж интересно их вести при таком – пещерном – уровне интеллекта борцов за «высокое»?

«Тела», инородные театру, рассказывают ему, как быть и чем жить. В силу какой такой одаренности, не замечаемой здравым обществом, они точно знают кто виноват и что делать? И навязывают свою – кухаркину – мелодию утонченной флейте?..

Одно время казалось, что подобные уродства канули в Лету – вместе с процессами над Зощенко и Ахматовой. Однако те, «кто был никем, а станет всем», не переводятся. Как показывает практика. Что же такое цензура по-советски – помнят не только самые старшие поколения. Последствия ее воздействия на свежую мысль, и не только в искусстве, посейчас не до конца изжиты. Но – вот те нате: новый крутой виток охоты на ведьм. Что, в общем, предсказуемо и прогнозируемо: история развивается по спирали. Остается надеяться и верить, что выстрелит эта сжатая пружина по принципу бумеранга. Как всегда.

Что же до «ущученного» Центра Мейерхольда – он лаконично известил правоохранителей: интересующие их названия в репертуаре не значатся. Что, собственно, не секрет для цивилизованного зрителя. Но с ним у нас – напряженка.