Газета,
которая объединяет

Маленькая большая страна

Как корреспондент «Берега» искал Воронеж на гранд-макете России
Рубрика: от
Автор:

Уже почти три года в Санкт-Петербурге работает музей-выставка «Гранд-макет России». Он представляет собой миниатюру нашей страны, выполненную в масштабе 1:87.

Города, реки, озера, мосты, электростанции – образы декларируются как собирательные, но имеют вполне конкретные прототипы.

«Негосударственный проект национального масштаба» – так определяли музей в первый год работы. Суть это словосочетание передает точно, особенно – про государственный масштаб. Корреспондент «Берега» побывал в музее – с тем чтобы понять, как этот макет работает. И найти на нем Воронеж.

История и география

Макеты страны – идея не новая, подобные вещи часто практикуются в других государствах. Однако российский макет вполне логично отличается от прочих масштабами: в Европе некоторые страны – размером с Воронежскую область, а тут – одна седьмая часть суши! В итоге площадь макета составила 800 квадратных метров. В проекте использовано около 200 тыс. фигурок и моделей, более 2 млн светодиодов и километры проводов. Осматривать эту экспозицию можно весь день.

Первоначальная работа над макетом длилась около трех лет. Сначала надо было создать так называемый скелет для всей конструкции – подрамник с сотами. На него положили листы фанеры, чтобы получился большой стол, раскроенный сетью железных и автомобильных дорог в соответствии с разработанной схемой. Ландшафт горных возвышенностей вытягивали с помощью специальных ребер. Под макетом необходимо было припаять провода и установить платы – все это «хозяйство» находится на нижнем уровне и практически незаметно для посетителей.

Чтобы можно было работать с конструкцией, по всей площади установили люки. Но из-за хорошей маскировки даже персонал порой не может вспомнить, где они находятся. Над макетом построили специальные леса, в которые вмонтировали светодиодный потолок. Все эти приготовления важны, потому что макет – нескончаемый проект, он постоянно дорабатывается и обновляется.

Социальная достоверность

Вход в макет осуществляется в районе Урала. Тут, будто камень в русских сказках, стоит электронная табличка: налево пойдешь – на запад попадешь, направо – на Дальний Восток. Географическую точность создатели макета постарались соблюсти. Так, Калининградская область представлена отдельным «куском», не соединенным с макетом, да и выглядит как-то не очень по-русски: немецкого типа кирхи, поля, огромный лайнер «Георг Отс»…

Авторы макета неоднократно подчеркивали, что используемые в нем образы – собирательные, и не стоит тут искать достоверности «один к одному». Однако многие объекты – точные копии. В западной части макета доминирует Санкт-Петербург, что логично: большинство посетителей – все-таки местные. Посему Петропавловская крепость, Мариинский театр, Исаакиевский собор угадываются без проблем.

Восточнее и южнее можно хорошо рассмотреть Москву, особенно выделяется Кремль. Обильно представлен юг России, прежде всего – Сочи. Нашлось место в том числе и спортивным объектам Олимпиады, а вот новую трассу для Формулы-1 отыскать не удалось. Где-то в центре западной части гордо возвышается волгоградская Родина-мать.

На восточной стороне большое внимание уделено рельефу: горы, тоннели, плоскогорья и реки с гидроэлектростанциями сменяют друг друга, железных дорог становится больше, много промышленных предприятий. Меняются и сюжеты миниатюр: если на западе – все больше развлекались и ходили в театр, то тут доминируют «рабочие» сцены, причем с тяжелым физическим трудом. На севере – районы вечной мерзлоты. Там на дорогах скользко, а земля всегда покрыта снегом. Крайняя «правая» часть макета – остров Русский, со знаменитым на всю страну мостом.

Социальную достоверность авторы макета воссоздали как могли. Скажем, автомобильная стоянка в районе Владивостока. Внимательно всматриваюсь в каждый из нескольких десятков макетов: так и есть – все машинки с правым рулем. На Кавказе вместо православных храмов – мечети. На севере же все завязано на рыбную ловлю.

Техника и технология

Основная ценность макета – не в миниатюрах, а в анимации. Макет живет своей жизнью, как и огромная страна, которую он изображает. Сеть железных дорог опутывает столы, составы двигаются в соответствии с расписанием и заданными маршрутами, останавливаясь на миниатюрных вокзалах. Поездами управляют с помощью компьютера: в каждый встроен декодер, который принимает команды из Центра управления – помещения под Уральскими горами, где находится штаб управления жизнью маленькой России. Чтобы поезда могли доехать из Петербурга или Москвы на Дальний Восток – то есть пересечь зону в центре зала – для них построили два специальных подъемника, каждый длиной 50 метров.

Машины на макете живут своей жизнью и ездят, куда хотят. В них встроено что-то вроде электронного мозга: они видят друг друга, умеют включать поворотники и притормаживать перед светофором и впереди идущей машиной. Управлять динамичными сценками здесь можно с помощью специальных кнопок – они разбросаны по всему периметру макета. Полицейские задерживают преступников или смотрят, как работает завод по добыче железной руды. Инженеры рассказывают про метод магнитной индукции, благодаря которому все и работает.

Родные огороды

Раз в 15 минут над Россией наступает ночь. Начиная с востока освещение медленно гаснет, и включается подсветка: загораются окна домов, фонари на предприятиях, подсвечиваются рекламные щиты, включаются фары у автомобилей и поездов (при этом ездить они не прекращают). Сразу понимаешь, что слова о нескольких миллионах светодиодов – не пустой звук: освещаются даже Крайний Север и Дальний Восток.

Но и это еще не все. У некоторых фрагментов макета есть анимация, которая работает от кнопки, расположенной под макетом. Так можно оживить рабочих на стройке, байкеров на слете, овец в поле, солдатов на плацу, фонтан… Периодически несколько зданий «горят», и к ним с сиренами устремляются пожарные машины, из брандспойтов тушат возгорание.

А что же Воронеж? Как он представлен на макете? Увы, найти знаковые объекты типа башни ЮВЖД, Каменного моста или вокзала не удалось, но что-то родное в собирательных образах без труда узнается немного севернее Москвы. Трактор, который тянет борону, огромные поля и огороды, теплицы с сельскохозяйственной продукцией, деревенька с приехавшей «скорой», железнодорожные платформы и переходы, дачник, застрявший в грязи на своей «Ниве» на пути к родной фазенде, доярки и мужики на сенокосе и многое другое. Это все очень близко жителю Черноземья, пусть и не выражено в определенных формах.

Кстати

На макете на нескольких уровнях уложено более 2500 метров рельсов и установлено 452 стрелочных перевода. Общее количество единиц подвижного состава – более 2700, из них 250 локомотивов и 10 специальных чистящих поездов. Разнообразить движение помогают 2 револьверных обменника, служащих для хранения и смены 60-ти составов, а также два поворотных круга, которые позволяют развернуть локомотив на 180 градусов. Максимальный перепад высот – один метр. Чтобы его преодолеть, составу необходимо проделать путь в 50 метров по спиральному подъемнику.