Газета,
которая объединяет

На словах и на деле

Библиотеки области получат избранную прозу
Рубрика: от
Автор:

Прекрасным подарком к приближающемуся семидесятилетию писателя Леонида Южанинова назвали его очередную книгу участники презентации в Доме актера, где и шла речь о новинке. Издал ее Центр духовного возрождения Черноземного края – как всегда, с вдумчивым, индивидуальным подходом к автору и его сочинениям.

Названа книга незамысловато: «Избранные произведения». За этим, общего толка, словосочетанием – роман, повести, рассказы, эссе, отличающиеся не только увлекательностью сюжета, но и классически чистым и грамотным русским языком. Лично для меня последнее обстоятельство – важнейшее, да простится это признание ценителями внушительных эпических форм (именно как форм).

Непридуманная правда

Дорого и то, что Леонид Южанинов одно время довольно активно печатался в «Береге»; его рассказы всегда отмечались коллегами и читателями. Проза этого автора, осмелюсь утверждать, при всей своей принципиальной заземленности и любви к деревенской тематике пронизана теми же ритмами, что и профессиональная поэзия. А порой не уступает последней и в образности, метафоричности.

«Морозы еще ярились по ночам, но к утру выдыхались, уползали в таежные дебри, уступая пространство теплу. Деревья сбросили с ветвей белые одежды, хвоя сосен, елей потемнела. Точно женщина перед родами, природа притихла, ушла в себя, готовясь к весеннему преображению…»

Разумеется, я далека от желания назвать главным литературным достоинством прозы Южанинова ее стилистику. Тем более что местами она все-таки требует редактуры (книжка издана в авторской редакции), о чем говорили на презентации и с чем я не могу не согласиться. Достоинств же – несколько; среди самых значимых – та, панорамно показанная Южаниновым «правда жизни», за которую бился в свое время Виктор Астафьев. Когда автор пишет о вещах не придуманных, но  увиденных своими глазами или прочувствованных собственными нервами, это безошибочно угадывается, как говорится, «во первых строках письма». Потому что строки эти – проникновенные. Сочувствующие всему человечеству и отдельно взятому его представителю.

Липчане завидуют

Леонид Федорович, уральский человек по рождению, уже продолжительное время живет в Россоши. Но назвать его россошанским писателем вряд ли кто отважится: это, безусловно, современный российский прозаик. Не падкий, однако, до той современности, которой подходит эпитет «одноразовая». То есть дешевая. Южанинов – писатель основательный, не суетный, не расточительный в слове, внимательный к детали. Он, можно сказать, из реликтового поколения литераторов советской волны, способных одинаково успешно поднять и историческую тему (повесть «Малороссийский шлях»), и социальную, адаптировав ее к конкретным судьбам и обстоятельствам. Отмечу и то, что произведения Южанинова – всегда с выходом; свет в конце тоннеля зоркий читатель разглядит в описании и осмыслении даже самой горькой действительности. Кроме того…

– Леонид Федорович – как бы объединяющее начало Союза писателей России, членом которого он является, и Союза российских писателей, представители которого присутствуют на презентации, – заметил председатель регионального отделения первой из упомянутых организаций Виталий Жихарев. – И это закономерно, естественно: человек читающий не задумывается над тем, к какому Союзу принадлежит писатель.

Книга Южанинова появилась благодаря финансовой поддержке управления по делам печати и средств массовых коммуникаций Воронежской области (следовательно, поступит во многие библиотеки области). В этой связи известный библиофил Олег Ласунский подчеркнул: соседней Липецкой области остается только мечтать о такой замечательной практике.

По следам Пушкина и Толстого

Отдав должное Леониду Федоровичу за верность перу прозаика, который, в отличие от многих авторов своего поколения, предпочитает не на лаврах почивать, живя прежними достижениями, а работает плодотворно, Олег Григорьевич остановился на некоторых вещах, вошедших в новую книгу. «Малороссийский шлях» удивил его творческой дерзостью автора, решившегося на художественную «лепку» таких персонажей, как Петр I, Мазепа, Карл XII…

– После Пушкина и Алексея Толстого обращаться к этой теме – шаг очень смелый, – уверен Ласунский. – И могу сказать, что повесть получилась довольно познавательной; видно, что она – результат серьезного изучения исторических источников. Молодежь, которая вряд ли осилит того же Толстого, прочитает Южанинова не без пользы для себя. Отмечу и повесть о Колчаке, роман из истории гражданской войны; Леонид Федорович – единственный, пожалуй, из ныне работающих воронежских прозаиков поднимает этот пласт, на уровне ощущений передавая остановку того времени, колорит эпохи (не случайно его приглашают участвовать в серьезных научных конференциях). При том автор не замыкается в истории; во многих его повестях и рассказах дана наша текущая и сравнительно недавняя жизнь.

Об умении создать зримую, рельефную, эмоционально насыщенную картинку, относясь к слову очень бережно и экономно, говорила также редактор издательства Раиса Андреева. Виновник же торжества слушал выступавших с теми вниманием и пониманием, без которых, наверное, в настоящую литературу вход воспрещен.