Газета,
которая объединяет

Увидеть «Париж» – и не умирать

В галерее «Нефта» и художественном училище открыта 62-я персональная выставка Олега Савостюка
Рубрика: от
Автор:

Именно так: выставка, о которой пойдет речь – одна. Но масштаб таланта ее автора, московского мэтра Олега Савостюка – народного художника РФ, действительного члена Академии художеств, профессора Государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова – таков, что полностью экспозиция в галерею «Нефта» не поместилась. И часть полотен пришлось экспонировать в ВХУ.

А если серьезно – Олег Михайлович пишет много и с удовольствием, поэтому результаты его творческих трудов всегда объемны. Вот и хватает новинок не на одну площадку.

Что же конкретно до «Парижа», он у Савостюка – не тот помпезный красавец, что на сувенирных открытках. А – прочувствованный до осеннего уличного деревца, что неудивительно: художник не просто часто бывал в европейской столице – он подолгу жил в Париже.

Рецепт его молодости

Учитывая тот факт, что в данном случае мы имеем дело с человеком не просто очень одаренным, но еще и высокообразованным, умным и остроумным, творения этого мастера выглядят настоящими сокровищами. Признаться, впервые я настолько прониклась его творчеством, хотя работы Савостюка видела и отмечала и до нынешней выставки. Они всегда поражали и заражали экспрессией, лучились настроением, состоянием. Но именно сегодняшний показ «дорасставил» точки над «и»: где Савостюк – там всегда брызжущая эмоция, непредсказуемая фантазия и жизнелюбие щедрой дозой. А еще – добрая такая улыбка – от того, что, как говорил поэт, «повсюду жизнь и я».

Тоже, однако, показатель: отдельными работами может запомниться и посредственный художник. Но только настоящий творец способен «выстрелить» большой выставкой – так, чтобы не было ни нужды, ни желанья отмечать более или менее успешные работы. Савостюк, как показала практика – ровный. Но эта ровность ничего общего с усредненностью, тем паче серостью не имеет: он весь – «дитя добра и света». О чем и говорят работы: веселые и мудрые, чистые и со сгущенным, нарочитым колоритом – разные. Но узнать автора в каждой труда не составляет: Олег Михайлович – обладатель той манеры, которую ни с какой другой не перепутаешь.

Почитатели его творчества – тоже очень разные: Савостюк – в силу мироощущения, свойственного молодому, не закосневшему человеку – близок и понятен как студенту, так и, условно говоря, вип-персоне. «Випов», к слову, на открытии в «Нефте» хватало: есть, есть среди нас люди, которых любят, кажется, все. И поделом. А рецепт его молодости, мне кажется, в интересе ко всему происходящему и окружающему; так просто, да не всем по зубам! А еще художник радуется, радуя других: это его замечательные рисунки «ездят» с недавних пор на воронежских «народных» автобусах. Увидишь в хмурый день – и аж посветлеет: что в небе, что на душе.

На новых обоях

А между тем...

– С уверенностью можно сказать, что это художник не только двух эпох, но и двух веков, – прозвучало на открытии выставки. – Века двадцатого, когда нарабатывалось его имя и формировалось творчество, и нынешнего, когда к имеющимся свершениям прибавляются новые. И вот он дал нам уникальную возможность погрузиться в атмосферу Парижа, отразив в картинах впечатления от этого города.

Дальше последовал рассказ о том, что воронежский «Париж» – не первый в судьбе художника Савостюка. Первый он нарисовал в шестилетнем возрасте – по собственным представлениям-фантазиям. Рисунков получилось солидное количество, и в один прекрасный момент смышленый мальчик решил расклеить их на новых обоях. Дело происходило в обычной московской квартире, в которой жила семья Олега Михайловича. Была она интеллигентной, и наказание за содеянное оказалось щадящим – охоту рисовать Париж не отбило. Хотя мама юного дарования плакала: взрослые только-только закончили ремонт...

Тут следует пояснить, что Воронеж тоже в какой-то мере стал судьбой Олега Савостюка: он уже довольно давно сотрудничает с нашим худучилищем, являясь бессменным председателем экзаменационной комиссии (преподавал, к слову, Олег Михайлович и во Франции). Дружит с воронежскими живописцами, графиками, скульпторами. Участвует в пленэре «На родине Крамского». В общем, свой человек. И вот именно нам – его «Париж»…

Символ, мечта, легенда, красота

В экспозиции – картины, созданные в течение последних пяти лет. Написанные в полном соответствии с книгой воспоминаний Олега Савостюка, где он признается: «Париж – это символ, мечта, легенда и красота. Он настолько красив, что в нем не чувствуешь расстояний...»

Что касается красоты – в канун женского праздника как никогда уместно озвучить призыв первого заместителя руководителя департамента культуры Эмилии Сухачевой, назвавшей искусство Савостюка утонченным, европейским, изысканным.

– Вы – человек, несущий позитив, – обратилась она к художнику. – И я хочу пожелать всем женщинам нашего города попасть на вашу выставку, получить тот заряд энергии – замечательный, положительный – который передают ваши картины.

А начальник городского управления культуры Иван Чухнов заметил, что Олег Михайлович, в силу уже сделанного, мог бы спокойно почивать на лаврах. Но не тот характер...

– Он – подвижник, можно даже сказать – боец, – подчерк­нул Иван Петрович. – Делится своим опытом, мастерством, талантом, душевными качествами со всеми желающими. А главное – он по-настоящему полюбил Воронеж, наш край, за что ему – спасибо огромное.

На очереди – Воронеж

Сам Савостюк признался: с Парижем у него – глубокая внутренняя связь.

– Я почти старожил Парижа, действительно очень давно рисую его и уже вжился в этот город, – «объяснился» Олег Михайлович. – Не хотелось бы говорить банальностей про красоту и так далее; я люблю Париж камерный, неброский, атмо­сферный. У меня не туристический взгляд на его популярные места; Париж красив, когда все туристы разъезжаются оттуда по своим делам. И он становится относительно безлюдным. Этот удивительный город невероятно красив благодаря сохранившейся там архитектуре. Кроме того, это город большого эмоционального заряда. И настоящая культурная Мекка; я хожу по ее сказочным камням – и думаю, что по ним же гуляли Ришелье, Берлиоз, Тарковский, Бальзак. Что здесь жили и работали другие замечательные писатели, художники, актеры, композиторы. Да и знаменитых футболистов всегда хватало...

В своей книге художник написал: «Искусство для меня – это исповедь». Вот и Париж Савостюка – исповедален: одна колористика работ чего стоит. Сплошь поэзия, аромат, флер...

– Париж кажется мне просветленным городом – и духовно, и физически, – продолжал мастер. – Я не воспринимаю его как обыватель, который замечает погоду и подобные мелочи. Вижу его цельно, основываясь на отношении к нему как к городу мировой культуры. И, когда там рисую, очень вписываюсь в ту атмосферу; ты в этом городе – не чужой... А вообще красивый город – Воронеж! Очень перспективный и динамично развивающийся. Он расцветает, становится действительно большим культурным центром. И я тут было зарекся с выставками, но... Теперь подумал, что следующую сделаю о Воронеже – обязательно.