Газета,
которая объединяет

От Японии до любви

Две премьеры Камерного театра
Рубрика: от
Автор:

Сегодня на Малой сцене Камерного театра – премьера спектакля «Сокрытое в листве» Акутагавы, поставленного молодым режиссером, дипломником Российского университета театрального искусства Ильей Носоченко.

Илья также сочинил сценическую композицию, он же придумал пространство, костюмы, музыкальное оформление постановки. Которая изначально получалась необычной – и в Камерном пошли на смелый эксперимент.

Большие и маленькие

– Эта постановка будет играться в двух абсолютно разных версиях, двумя разными составами артистов, – пояснил Илья на недавней пресс-конференции. – По сути, это два не связанных друг с другом спектакля, которые роднит лишь сюжет. Речь там идет о некоем трагическом происшествии в чаще, каждый герой представляет собственную версию событий. Текст Акутагавы – три противоречащих друг другу истории. Герои лгут, но – где именно? В поисках ответа на этот вопрос мы реконструировали текст, и в итоге возникла новая версия событий. Работая над ней, мы занимались исследованием эпохи, к которой относятся описанные Акутагавой события. Это 1053 год – совершенно другая цивилизация, совершенно другое понятие брака, другое понятие веры... Но наша цель – не историческая реконструкция. Мы попытались увидеть современного русского человека в зеркале другой культуры. В авторском тексте указан точный возраст персонажей – 19 и 26 лет. В Японии 11-го века считалось, что в 13 лет мужчина уже может обеспечивать семью, работать, жить активной жизнью. Если искать соответствия с современностью – героям должно быть за 30. Так и возникла идея двух составов: молодого и взрослого. Сначала не было мысли о том, что спектакли будут кардинально отличаться друг от друга. Но психология возрастов диктует свои законы: в результате получились две независимых постановки. При таком подходе яснее видна грань между ложью и истиной. Один и тот же текст, сказанный разновозрастными героями в одной и той же ситуации, может иметь совершенно разные смыслы. Вообще, для меня самым главным в работе было уловить природу лжи – где она, эта ложь? Кто врет? И почему люди врут? Можно ли без лжи прожить? Где грань между ложью-поэзией и ложью-грехом? Вокруг рассуждений на эти темы и построена работа.

Илью дополнил худрук театра Михаил Бычков, подчеркнувший: репертуар Малой сцены ориентирован на то, что это – площадка особых редкостей. И Акутагава сегодня – особая редкость и есть. Равно как и следующая премьера на Малой сцене, которая случится через несколько месяцев (репетиции начнутся в конце апреля).

– Это тоже будет чрезвычайная редкость, а для кого-то, возможно, открытие – произведение советского автора Ефима Зозули, – сообщил Михаил Владимирович. – Оно называется «Рассказ об Аке и человечестве». Так что нас в скором времени ждет интересная работа в постановке Дмитрия Егорова.

Синтетический жанр

Пока же – к «настоящему моменту». Завтра, 28 февраля, в Камерном – еще одна премьера. Это авторский театрально-музыкальный проект, воплотиться которому суждено на Большой сцене. Называется «Fragile /Хрупкое». Его придумала и осуществляет актриса Елена Лукиных в соавторстве с заведующим музыкальной частью, композитором Ярославом Борисовым, знакомом зрителю театра по работе в спектакле «День города».

– Это проект музыкальный, он состоит из песен на французском, английском и русском языках, – уточнила Елена Лукиных. – Эти песни – монологи актрисы, которая от композиции к композиции рассказывает историю, переживая разные состояния любви. От возвышенных до неприятных, доставляющих боль. Я всегда хотела петь, но возможности были небольшие. И вот получилось, что песни, которые мне нравятся, сложились в своеобразное драматическое действо. Наш проект не претендует на статус спектакля – это просто желание спеть очень хорошие, известные песни о любви, которые стали классикой, в необычных аранжировках Ярослава Борисова.

Ярослав и продолжил рассказ о «песенной» постановке.

– Отнести это действо к разряду авторского бенефиса актрисы никак нельзя, – считает он. – В спектакле участвует целый коллектив – еще шесть человек, помимо Елены; это полноценное музыкальное мероприятие. Но – не только музыкальное, потому что много разных искусств тут задействовано: видео-арт, пластика, драматическая постановка. Это и не театр в чистом виде, и не концерт, и не видео-инсталляция, а некий синтетический жанр.

Михаил Бычков представил и другие музыкальные перспективы: концерт, посвященный юбилею Великой Победы, и так называемые «Музыкальные понедельники». Понедельник – единственный выходной драматических артистов, и в этот день сценическое пространство отдадут музыкантам. Что же касается «драматических» планов – к концу марта готовится премьера «Бориса Годунова», эскиз которого показывали осенью в чистом сценическом пространстве, без костюмов и декораций. А на 30 апреля намечена премьера спектакля «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса в постановке режиссера Егора Равинского.