Газета,
которая объединяет

Ледовая дружина

Тур прославленных фигуристов по российским городам начался в Воронеже
Рубрика: от
Автор:

Эмоций так много, что они бегут впереди информации. Поэтому – выпаливаю скороговоркой, дабы прежде времени не сболтнуть лишнего: в Воронеже с оглушительным, иначе не скажешь, успехом выступили легенды отечественного и мирового фигурного катания. В компании спортсмена иного профиля, но – не менее титулованного: чемпион Европы и мира, олимпийский призер, конькобежец Иван Скобрев «попал» в фигуристы благодаря участию в последнем «Ледниковом периоде» – шоу Первого телеканала.

Спорт, независимо от вида – индикатор человеческой «настоящести»; там халява и халтура «не прокатят». Или вкалывай до потери пульса, или прощайся с амбициями – не только чемпионскими, вообще. Талант, помноженный на труд – единственно верная формула спортивного результата. Надо ли объяснять, почему абсолютно все люди, отличившиеся в спорте высоких достижений, достойны «крупного плана»?

Спорт, который искусство

А тут еще – фигурное катание как таковое! С его зрелищными эффектами, непредсказуемостью, артистичностью, выбросом адреналина! И потрясающими придумками Ильи Авербуха: похоже, этот человек неисчерпаем – как хореограф. То, что он показывал на льду, будучи действующим спортсменом, и то, что продолжает показывать в ранге постановщика номеров, заставляет причислять фигурное катание к сфере искусства.

В Воронеж Илья Авербух привез свой новый спектакль «Одноклассники»; зрители, собравшиеся в «Юбилейном», увидели его во втором отделении ледового шоу. А первое, которое конферировал сам Илья, представило наших «чемпионистых» чемпионов – сверхтехничного Юрия Кузнецова и виртуозного Алексея Ягудина, изящных Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина, обаятельных Марию Петрову и Алексея Тихонова, атлетичных Елену Леонову и Андрея Хвалько. А танцевальные пары – Татьяна Навка и Роман Костомаров, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, Оксана Домнина и Максим Шабалин – заслуживают одного эпитета: волшебно!

За Оксану, выступавшую как раз с Иваном Скобревым, я болела в телепроекте, который пара и выиграла; это, по-моему, гениальная фигуристка! И как же я обрадовалась, что именно Дом­нину (интервью с которой – в следующем номере) с обоими ее партнерами, Шабалиным и Скобревым, делегировали на встречу с журналистами!

Пресс-конференция началась с опозданием из-за репетиции (которая, в свою очередь, «сдвинулась» по времени из-за задержки рейса): фигуристы готовились выйти на воронежскую публику с той ответственностью, которая только чемпионам свойственна. Тщательно отрабатывали сантиметры расположения по площадке: кому где остановиться, куда повернуть голову
и т.д. Вот бы безголосые «звезды» отечественной эстрады поучились подходу к делу: уж если открывают рты под фонограмму, то хоть бы технические моменты процесса шлифовали...

Семья на втором плане

Троица появилась в пресс-центре «Юбилейного» в самом добром расположении духа.

– Я думал, у вас потеплее будет, – заметил между делом Иван, усаживаясь за стол для гостей. – Пятьсот километров на юг от Москвы – а здесь, оказывается, холоднее, чем там. Надеюсь, прием сегодня будет горячим, и все вместе мы лед растопим. Шоу Ильи Авербуха приехало к вам в обновленном составе – у ребят есть я. А где я – там успех (Смеется).

– Как вы, спортсмен экстра-класса, еще не закончивший карьеру, нашли время на участие в телешоу? А теперь – и на гастрольный тур?

– Трудно отказать Илье и его команде. Если бы вы потренировались с нами на протяжении четырех месяцев, которые длился «Ледниковый...» – поняли бы: нереально изменить фигурному катанию ради какого-то другого спорта. Даже семья ушла на второй план! Поэтому – катаюсь и не могу остановиться. Это очень интересный мир. И интересные гастроли нас ждут – двухмесячные. Увидев список городов, в которых будем выступать, порадовался: во многих из них я, повидавший мир достаточно, никогда прежде не был! Воронеж – в их числе, и я очень рад тому, как нас здесь встретили. Сейчас проходили по фойе – люди улыбаются, здороваются...

Отметил коммуникабельный Иван и юных воронежских фигуристов («классные ребята, есть даже два победителя спартакиады»), которых отобрали для участия в шоу: там, по сценарию, одноклассники – сначала маленькие. Их местные дарования и изображали.

Не Москвой единой

Скобрев выразил надежду: знаменитости, показавшие высший класс мастерства, «зарядят» родителей на определение детей в секции фигурного катания. А после реплики про то, что это – очень дорого (коньки покупать и т.д.), даже тон повысил:

– Не понял! Что значит – дорого? Не дороже, чем сходить пару раз в ресторан и выпить водки. Дешевле, я считаю, купить ребенку коньки и комбинезон. А школы бесплатные – есть, в Воронеже – в том числе, знаю не понаслышке. Я уже пообщался на эту тему с вашим спортивным руководством. Да, конечно, если хочешь серьезно заниматься своим ребенком – нужен оплачиваемый тренер. Но лучше поесть поменьше – и сэкономить... У меня самого двое пацанов растут. И – да, в чем-то приходится ради них себя ограничивать. Ради будущего можно и поднапрячься.

– А в чем вы себя ограничиваете ради детей?

– В свободе. До того, как появились дети, мне, может, хотелось купить «Феррари». А теперь – нет. Могу на метро ездить.

– Есть мнение, что для достижения результатов юный спортсмен из провинции должен непременно перебраться в Москву.

– Давайте так: если родители не вложили в ребенка желание, старание и т.д., и он растет лентяем – это вина родителей. А не места жительства ребенка. Меня мама очень хорошо воспитывала. В итоге в 15 лет я выиграл свой первый чемпионат России, выступая за Хабаровск. И только потом поступило предложение выступать за Санкт-Петербург, переехав туда. Примерно, наверное, то же самое происходило в жизни Оксаны Домниной, которая родилась в Кирове и жила там до определенного возраста, пока не стала показывать результаты.

Курс на Корею

Иван признался, что, познакомившись с фигурным катанием и его особым миром, понял: это именно тот вид спорта, куда он отдал бы своих детей. Потому что можно не только добиться серьезных успехов, но и заработать деньги.

Вопрос: «не обидно ли, что российские тренеры уезжают работать за рубеж, а потом их ученики нередко обыгрывают наших спортсменов?» – не вызвал у Скобрева и секундного замешательства.

– Вот вам, – обратился конкретно к автору вопроса, – завтра предложат хороший контакт в Голландии: освещать то, что происходит в стране. Вы что – не поедете? Это – тот же бизнес, который помогает людям жить. И я считаю, что если страна настроена на победу на Олимпиаде в любом виде спорта – она должна создать для этого необходимые условия. Пример тому мы видели в Сочи; надеюсь, то, что мы там приобрели, не растеряем, а, наоборот, приумножим. И Россия будет сильной, благодаря не только нефти и газу, но и спорту. А сейчас корейцы делают все возможное для того, чтобы подобный успех повторить на домашней Олимпиаде.

– Собираетесь участвовать в Олимпиаде 18-го года?

– Очень, на самом деле, хочу этого – вернуться на конькобежную дорожку. Но есть ряд причин, по которым не могу сейчас в полной мере готовиться в составе сборной России – связанных в первую очередь со здоровьем. Если реабилитация, которой займусь сразу по окончании нашего тура, пойдет так, как мы планируем с лечащим врачом – не исключаю того, что продолжу выступать. Причем еще до Кореи, уже со следующего сезона. Загадывать трудно, но «до свидания» конькам я еще не сказал.

– Плющенко собирается выступать на корейской Олимпиаде: как считаете, зачем ему это нужно? И есть ли у Евгения шанс?

– Конечно, есть: спорт – это преодоление себя, возможностей своего организма. И Женя на такое способен; он, я считаю, один из лучших спортсменов нашей страны. Хочется пожелать ему здоровья, прежде всего: он, на самом деле, играет с очень серьезными вещами. Надеюсь, все у него сложится. И если получится выступить в Корее – будет здорово! Ведь его любят, наверное, как никого другого среди спортсменов-зимников. Это – отличный пример для наших детей...

Напоследок – еще пару слов о шоу (которое намеренно не описываю: это надо видеть). Я давно не встречала такого умного и благодарного зрителя, который сделал в тот вечер аншлаг в «Юбилейном». Аплодисментами, переходящими в овации, сопровождался каждый сложный элемент в исполнении фигуристов, а по окончании номеров, как в театре, звучали крики «браво!». Илья Авербух, не устававший благодарить публику, назвал такое положение вещей «абсолютным счастьем». Я же не могу не сказать спасибо за организацию «ледового события» Игорю Дьякову: усилиями этого человека и его команды воронежцам был подарен настоящий праздник.