Газета,
которая объединяет

Сказку сделал былью

Рубрика: Колумнистика№ 144 (1859) от
Автор: Анна Жидких

Точно не помню, но, по­-моему, я и совсем маленькой в новогодние чудеса не верила. Вернее, чудом была наряженная елка как таковая, установленная посередине небольшой комнатки, которую в семье почтительно именовали залом – с советскими, примитивными по нынешним меркам, игрушками, «Мишкой косолапым» на ниточках и грецкими орехами, завернутыми в серебряную фольгу.

А вот сейчас я готова поверить в настоящее чудо, подоспевшее аккурат к Новому году. На днях в редакцию пришел Евгений Новичихин – человек, про которого точнее всего сказать «известный воронежский литератор». Потому как работает он во всех, получается, жанрах: пишет стихи и прозу, переводит, ведет краеведческие исследования, публикует литературную аналитику.

Дедом Морозом я Евгения Григорьевича не увидела – заплечного мешка у него не наблюдалось. Бороды – тоже. Зато подарок был – книжка «Добрым молодцам урок» с подзаголовком «Жизнь и судьба Анны Корольковой» из серии «Неизвестные известные воронежцы». Плод совместных усилий автора и Издательского дома ВГУ тиражом в 800 экземпляров.

Начинаю читать – укрепляюсь в предположении: тема – моя. Но насколько «моя» – никакая фантазия не нарисовала бы: на странице 83 я нашла фотографию … своей бабушки! Ну не чудо ли?! Анна Григорьевна Ширяева; сидит себе, живая и здоровая, в первом ряду «группы товарищей», смотрит прямо в объектив! В излюбленной, памятной мне позе – руки на коленях, голова чуть набок. Подпись под снимком сообщает, что сделан он в 1949 году, а запечатлел «Хор завода СК­2».

На смену оторопи пришли вспоминания: живописные бабушкины рассказы. Часто, очень часто она их вела как раз про то, как пела в хоре «с Мордасовой и Королькёвой». «А что за хор­-то был?», – въедливо вдавалась я в подробности. «Да эсковский, заводской; мы – везде выступали, песни играли», – искренне удивлялась бабка тому, что надо объяснять «очевидные» вещи. «А как ты в хор завода попала? Вроде не работала там никогда…» «Ну, я ж зато голосовая какая была! Выйду из хаты, песню заиграю – в конце улицы слыхать…»

Скорее всего, «по месту прописки» мою бабулю и «вычислили»: Анна Николаевна Королькова обитала на Прохладной, соседней с нашей Азовской (обе, кстати, улицы – «под забором» завода СК). Сколько ни проезжали на отцовском «Москвиче» мимо корольковского дома (общественный транспорт там никогда не ходил) – бабушка обязательно рукой в его сторону махнет: тут, мол, «Королькёва» жила. И, похоже, знала окрестный народ неплохо...

Короче, случай наш тот, который формулой «ничего личного» не описывается. И не только, думается, для меня; ради полноты и достоверности картины автор книги воспроизводит исторический и социальный контекст деятельности главной героини. Кто из коренных горожан то время застал – непременно порадуется «правде жизни» от Новичихина.

Уверена я и в том, что не моя лишь прародительница чудесным образом попала в книгу о Корольковой; фотоиллюстраций там собрано много. Значит, еще кто-то из воронежцев имеет шанс «опознать» на этих снимках родственников. Такое маленькое счастье – как зримое напоминание: ты – с корнями, не в воздухе болтаешься! «Наши мертвые нас не оставят в беде...» И неважно, что имена дорогих предков не на слуху. А важно, что есть в Воронеже писатели, желающие и способные оживить дела давно минувших дней.

Книга, кроме всего прочего, и написана замечательно. И стилистически, и концептуально: автор – позади героя, но его интонация отчетливо слышна, отношение к материалу прослеживается четко. Этот момент – едва ли не нонсенс для сегодняшнего литературного процесса: не так часто, к сожалению, встречаешь произведение, созданное «ради дела». А не из жажды самовыразиться за счет чужой славы.

И, конечно, не могу не поблагодарить Евгения Григорьевича конкретно за Анну Николаевну Королькову. Наконец­-то у нас появилась полная, исчерпывающая биография этой уникальной женщины. И, соответственно, доказательство того, что Королькова – явление; повествование Новичихина подробно объясняет, откуда что взялось. Почему, на какой такой почве неграмотная девочка, с младых ногтей привыкшая к черной работе, выросла в личность, знаковую не только для Воронежа. А щедрый иллюстративный пласт кроме людей, связанных с именем Анны Николаевны, представляет еще и – на цветных вкладках – обложки сборников сказок, по-­советски душевных; среди них я тоже отыскала старых знакомых.

Поэтому – еще раз и с ударением: не компом единым, господа хорошие! Читайте книжки хоть изредка – найдете, не исключено, главную точку опоры в нашей озверевшей действительности.