Газета,
которая объединяет

Статистика и рейтинг

Рубрика: от
Автор:

Мы много говорим о том, что в нашей стране необходимо модернизировать  экономику, о несовершенном и слабом гражданском обществе, о повышении качества медицины и образования. Но на этом фоне порой не замечаем значительно более опасной тенденции в  деградации современного человека, связанной с его отношением к главной и непререкаемой ценности в мире – самой жизни.

Я просмотрел информацию только за минувшую неделю: среди воронежских убийц – старики и подростки, милиционер и герой кавказской кампании. Жизнь забирают из ревности, наживы или просто от раздражения и злобы.  На днях в Воронеже осудили парней, которые в Советском районе подкараулили прохожего: избили его, привязали к дереву и начали мучить, требуя, чтобы он назвал свой адрес и место, где хранит деньги. Под пытками мужчина сообщил все, что они хотели. Тогда у него забрали часы, телефон, 400 рублей и нанесли несколько ударов ножом в грудь, потом –  арматурой по голове. В его квартиру они так и не попали: жена, сидевшая там с маленьким сыном, не позволила открыть дверь.

Только что завершился суд над тремя молодыми людьми, которые ворвались в дом к фермеру в Бобровском районе, убили хозяина, жестко избили членов семьи и похитили 130 тыс. руб. Свои действия на суде объяснили просто: «Хотелось красиво пожить». Одному из них на момент совершения убийства было 17 лет. Другой недавно вернулся из армии, где получил за службу на Северном Кавказе медаль.

Психоаналитики в один голос твердят: такого рода преступления свидетельствуют о трех основных проблемах общества: аморальном отношении к чужой жизни, культе денег и легкой добычи, а также – слабости правоохранительной системы. На мой взгляд, в этой «тройке» основополагающий – первый тезис. Ведь люди легко переступают грань и без всякой материальной корысти.

В минувший четверг Следственный комитет поставил точку в отношении двойного убийства милиционеров на территории садоводческого товарищества «Домостроитель-1». Как теперь окончательно ясно, 43-летний майор сначала зарезал ножом свою 39-летнюю коллегу и сожительницу, после чего убил себя. Причиной стала ссора. На днях в Россошанском районе, в селе Подгорное, 65-летний отец, поругавшись с  13-летним сыном, убил его. Затем – повесился во дворе. Днем позже 73-летний житель Воронежа  так избил свою 47-летнюю дочь за пристрастие к алкоголю, что она скончалась. На улице в Боброве познакомились два парня. Один  из них схватил кусок отколотого асфальта и начал бить им  другого по голове. Затем взял осколок стеклянной бутылки и более 40 раз воткнул его в тело человека. Совершив убийство, он отрезал у мужчины половые органы и скрылся… Повторюсь: это лишь часть информации о воронежских убийцах за неделю!

Я не думаю, что переломить ситуацию можно чем-то одним: например, возвратом к смертной казни или запретом на фильмы и компьютерные игрушки, в которых убийство подается как доблесть, а жертвы – как статистика, повышающая твой рейтинг. Не решить проблему и формальным «повышением уровня духовности» через все более широкое участие православной церкви в светской жизни. Но, как мне кажется, шанс изменить ситуацию есть. Для этого человеческая жизнь, ее сохранение и ценность должны стать реальным и основным мерилом любых действий государства, бизнеса и т.д.

Модернизируем образование – надо спорить не столько о системе ЕГЭ, сколько о том, что школьные и дошкольные программы не ориентированы на воспитание в детях восприятия жизни как святыни. Отдельные гуманитарные элементы там присутствуют, но комплексного подхода нет.

Взялись вывести на новый уровень медицину. Но почему параллельно не формируется жесткий механизм ответственности врачей за ошибки, приведшие к смерти пациентов? Не формальный закон, как сейчас, а эффективно и ежедневно работающий. Чтобы одни не позволяли себе расслабляться, делая операции и наблюдая больных, а другие понимали, что главная ценность – жизнь – всегда под неусыпной защитой закона.

Мы говорим о социально ответственном бизнесе, но попустительствуем тем, кто своей «оптимизацией расходов» готовит почву для смерти людей. Речь не только о «Булгарии» или Саяно-Шушенской ГЭС, после которых в тюрьме должны были оказаться десятки людей, закрывавших глаза на различные нарушения. Речь и о падающих кранах, и о взрывающихся сварках – о том, что происходит на производстве и стройках каждый день.

Эти меры нужны не только сами по себе, но и как элементы выстраиваемой идеологии, четко определяющей свою важнейшую ценность и предпринимающую все для ее защиты. Сразу это не даст результата. Но уже через поколение мы его увидим, когда рядом с нами вырастут люди, глубоко осознающие, что убийство – это страшная грань, переход через которую несет неизмеримые боль и страдание.