Газета,
которая объединяет

За Козу ответили

В столицу Черноземья приехала авторская гжель
Рубрика: Культура№ 141 (1856) от
Автор: Оксана Мишина

Показы в Воронеже авторских работ художников объединения «Гжель» стали традиционными – выставки, как правило, открываются в канун больших праздников. Новый Год исключением не стал: гжель нынче – как, впрочем, обычно – выставлена в муниципальном зале на Кирова.

Больше всего в экспозиции посуды – самой разной. Она – фарфоровая, выполненная с использованием синей кобальтовой подглазурной краски. Чайники, кувшины, тарелки, салатницы, икорницы, сервизы, сахарницы, солонки, конфетницы и т.п. – настоящее сокровище не только для рачительных хозяек, но и для ценителей изящных вещиц. Авторская гжель «заботится» о сугубо утилитарной функции никак не в первую очередь.

Не только развлечение

Непременные «букетные узоры» в различных вариациях встречаются как на предметах сервировки стола и посуде, так и на мелкой пластике, часах, кашпо, телефонных аппаратах, настольных лампах. «В ассортименте» представлены характерные для сине-белого промысла фигурки зверей, птиц, домашних животных. Понятно, что в стане последних с солидным отрывом лидирует коза. Вернее – Коза, с большой буквы; символ наступающего года нуждается в уважении и почитании.

За такую Козу – милую, потешную, артистичную и многоликую – и ответили технологи объединения: столько рогатых образов приехало в Воронеж, что впору объявить выставочную площадку скотным двором. На котором, помимо всего прочего, наблюдаются и снеговики – ассоциаций с Новым годом в эти дни должно быть много.

Очередная выставка гжели в Воронеже – не просто развлекательное мероприятие. Организаторы, как всегда, сделали его еще и познавательным: зрителю предлагается не только любоваться фарфоровым великолепием, но и ознакомиться с «этапами большого пути» развития легендарного промысла. История которого насчитывает несколько столетий.

Земля духовных грамот

Археологи установили: гончарное ремесло существовало на территории живописной подмосковной местности под названием Гжель уже в начале XIV века. Документы, датированные 1320 годом, свидетельствуют: великий князь Иван Калита отписал поселение старшему сыну. С той далекой поры Гжель «безвылазно» фигурирует в духовных грамотах – как земля, богатая лесами, реками, высококачественными глинами.

Из этого благодатного материала на протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. А во второй половине XVIII века Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды – изделий из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. Столетие спустя тамошние мастера освоили полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор.

Особым спросом пользовались изделия, расписанные в один цвет. Уже тогда их раскрашивали синей подглазурной краской с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия, пока в конце XIX – начале XX века промысел не пережил глубокий кризис. Поговаривали даже, что гжельское искусство погибло навсегда.

Дело рук

Возрождение промысла пришлось на послевоенное время. Тогда же начался поиск фирменного образного языка, потребовавший нескольких лет кропотливой работы. И вот в 1972 году появилось объединение «Гжель» – на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях.

Сегодняшняя гжель – сочетание ремесла и художества. Гипсовые модели будущих изделий вытачиваются на специальном станке – это гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. Мастера расписывают каждое изделие, прошедшее обжиг, только вручную, что позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Традиционная роспись – растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы на белом фоне – требует соблюдения обязательных условий: роспись производится окисью кобальта, которая по ходу технологического процесса приобретает характерный синий цвет.

Он и царствует нынче на Кирова, представляя произведения керамического искусства в полноценном выставочном объеме.