Короли «Оранжевое лето»
Хотите – верьте, хотите – нет, но знаменитым «стилягам из Москвы», группе «Браво», исполнилось 30 лет! Как и подобает в подобных случаях, юбилей музыканты отметили концертами. Добрались и до Воронежа.
Танцуют все!
Не обошлось и без экспериментов. «Любовь не горит», к примеру, исполнили в странноватой «лайт»-аранжировке, а знаменитого «Васю» – только под контрабас и акустическую гитару. Свежо! Надо же как-то выходить из положения, раз публика вот уже много лет требует играть «нетленки»! Рецепт один – экспериментировать с «обрамлениями» мелодий, то бишь, с аранжировками. Из музыкантов «первого эшелона» кроме «Браво» в этом деле преуспели «ДДТ» (очевидно, у Юрия Юлиановича и компании нет никаких сил однообразно исполнять в миллионный раз «Осень» и «Просвистела»).
Зато у этих групп есть силы отрываться на концертах так, как будто никаких тридцати лет и не было. И постоянно «провоцировать» публику на совместные «песни и пляски». Что, конечно, очень круто. Все-таки это не академическая музыка, чтобы слушать ее сидя, изучая обивку впереди стоящего кресла.
«Браво» без устали радовали полуторатысячный зал больше двух часов. Финальной стала песня «От Таганки до Кузьминок» – после нее музыканты удалились, пообещав приехать еще. Но после быстрого перерыва вокалист Роберт Ленц и лидер группы, гитарист Евгений Хавтан, вышли к журналистам. А у пишущей братии уже были готовы вопросы…
Впереди – не крутой поворот
– Евгений, вы были такой счастливый на концерте…
– На выступлениях «Браво я всегда счастливый. Дело в том, что наши концерты – особая зона, где люди получают хороший энергетический заряд. Мы, во всяком случае, стараемся сделать именно так. Ведь вокруг все довольно кисло и серо. Такой позитивный «энергообмен» нравится и нам, и нашим слушателям.
– В каком самом необычном месте вам пришлось выступать?
– Мы любим обычные места. У вас, кстати, прекрасный зал. Наверное, один из лучших в стране. Мы много где выступали, но «экстрим» – не наш формат. В банях не играем. На предвыборных кампаниях – тоже.
– Есть информация, что группа готовит новый альбом. Как обстоят с ним дела?
– Альбом готов процентов на 60– 70. Мы снова сделаем несколько вещей с Анжеем Захарищевым фон Брауш (лидер группы «Оберманекен», сочинивший для предыдущего альбома «Браво» несколько текстов; авт.). По-моему, новая работа будет отличаться от предыдущих. Хотя кому-то кажется, что мы много лет играем одну и ту же длинную песню. Но даже если мы останемся сами собой на этой пластинке – будет здорово.
– Трек-лист сегодняшнего концерта выбирали сами? Или советовались с поклонниками через социальные сети?
– Для этого концерта – сами. А программа концертов в Москве и Питере «обсуждалась» со слушателями. Но поскольку мы давно у вас не были, привезли «лучшее, любимое и только для вас». Как у Киркорова (улыбаются – авт.).
– А для столичных концертов были неожиданные «пожелания»? Может, просили какие-нибудь древние песни, которых вы уже и не помните?
– Ну, просили некоторые странные вещи… Не ожидал, что эти песни вообще кому-то нравятся. У нас был такой неудачный альбом – «Хиты про любовь». Сам не понимаю до конца, что мы тогда записали. Обанкротили компанию, которая с нами работала. А теперь оказывается, что некоторые поклонники выделяют те вещи, на которые мы никогда не делали ставку.
Не без «Тараканов!»
– В восьмидесятых вы немного экспериментировали с «новой волной», электропопом и прочими прогрессивными на тот момент жанрами, а потом отошли от таких «экзерсисов». Почему?
– Музыка того времени была чрезвычайно популярна: «Police», «Madness»… Мне действительно это нравилось. Был такой период. Потом начался другой – это нормальный ход истории.
– А еще в восьмидесятых вы играли с Гариком Сукачевым…
– Я пришел в группу, которая еще не называлась «Браво». Там играл барабанщик Паша Кузин, а пел Гарик. Собственно, из-за Паши я и пришел – мне понравилось, как он играет.
– Сегодня вы сыграли пару вещей на каком-то диковинном инструменте. Что это?
– Мандолина-гитара. На похожей играл Харрисон в «Битлах».
– Какая гитара из вашей обширной коллекции дорога вам больше всего?
– Первая, которую мне купили родители. Классическая шестиструнная гитара, с нейлоновыми струнами. В последнее время я не продаю гитары из коллекции. Продавать гитары – все равно, что продавать друзей.
– Лу Рид в свое время говорил: нет лучшего звука, чем гитара Fender, подключенная к ламповому усилителю Fender. Вы с этим согласны?
– Абсолютно. Ничего не изменилось, все по-прежнему так и есть.
– Песню «36,6» вы записали вместе с группой «Тараканы!». Как родилась идея такого тандема?
– С этой песней вообще очень странная история. Ее играют и «Тараканы», и мы. Они – в своей версии, в панк-варианте. А мы – по-разному. У меня не так много друзей среди наших селебрети. А Дима Спирин из «Тараканов» входит в число моих приятелей.
– Как с течением времени меняются ваши концерты?
– Меняется публика: у нас все больше и больше молодежи. В Москве и в Питере сегодня – просто одна молодежь. Максимум – 30 лет. У тех, с кем мы начинали, слушатели уже другие: дядьки с «пузами», которых бесполезно пытаться поднять с места.
Рок-н-ролл мертв?
– Альбом 2011 года «Мода» вышел не только на компакт-дисках, но и на виниле. Нет планов переиздать на этом носители и другие альбомы?
– Мы точно выпустим на виниле новый альбом. Хотим и ранние на нем сделать. Буквально недавно завершилась история с «освобождением» прав на старые записи. В прошлом мной было подписано много довольно глупых контрактов, по которым я не имел права распоряжаться своими произведениями. А теперь уже можно заняться переизданием каталога – и в цифровом виде, и в физическом. Но винил – это больше для себя. Все разговоры о возвращении формата – только разговоры. Виниловые пластинки, к сожалению, не являются сегодня хитом продаж. Для новых релизов мы сделаем ремастеринг. Хотя это – та еще проблема. Записей не осталось на пленке, только в цифровом виде. И как теперь все это мастерить – вопрос не из простых. Никто ведь изначально не думал, что это когда-нибудь кому-то пригодится. Записывая пластинки, мы не мечтали, что их со временем можно будет переиздавать.
– Сколько раз в неделю вы репетируете полным составом?
– Два. Иногда три. Репетиционные условия у нас домашние: я живу за городом, и ко мне приезжают ребята. Играем в моем гараже. Сейчас готовим акустическую программу для эксклюзивного концерта 30 декабря. У нас будет струнный ансамбль, хор, и много всяких экзотических инструментов. Все деньги с этого концерта отдадим на благотворительность.
– Вопрос к Роберту Ленцу: в начале вашей карьеры кто был любимым вокалистом? С кого брали (возможно, подсознательно) пример?
– В разные годы это были разные певцы. В школе мне очень нравился Клифф Ричард. Потом были Роберт Плант, «Битлз», «Роллинг Стоунс». А что касается любимого вокалиста «Браво»… Раньше я думал, что Жанна. Но потом, когда поучаствовал в живом выступлении с Валерой Сюткиным, понял, что это тоже прекрасно.
– А кого Евгений может отметить из новых хороших музыкантов?
– Их много. Очень нравится киевская рок-н-ролльная команда «Руки в брюки». Яна Блиндер, Надя, «Motorama»… Да, много хороших групп появилось, но большинство из них почему-то поют по-английски. Это моя претензия к ним. Если запоют по-русски – просто сниму перед ними шляпу. А вообще, с роком все плохо. Сейчас время рэпа. Есть артисты-рэперы, который нашли актуальный язык и звучат очень свежо. Намного актуальнее, чем весь русский рок. Многие рокеры, бывшие когда-то символами поколения, на фоне современных рэперов смотрятся бледно.