Газета,
которая объединяет

Немецкий взгляд на русскую провинцию

В Воронеже проходит седьмая Международная летняя школа
Рубрика: Социум№ 96 (1379) от
Автор: Александр Пылев

В ней принимают участие 26 студентов из германских университетов – в основном, представители гуманитарных профессий, увлекающиеся русской историей и культурой. Большинство гостей прибыли к нам при поддержке Германской службы международных обменов – ДААД, за счет субсидий правительства ФРГ.

Всего в нашей стране ежегодно проходит от 7 до 10 аналогичных летних школ. Каждая имеет свою определенную направленность: математика, экология или история. В Европейской части России права принимать их добились лишь четыре вуза: МГУ, Высшая школа экономики, Петрозаводский и Воронежский госуниверситеты.

Не корысти ради…

Как рассказал «Берегу» начальник отдела внешних связей, помощник ректора ВГУ Юрий Епифанцев, прием студентов доходов вузу не приносит – немецкая сторона скрупулезно просчитывает все траты по организации летней школы и оплачивает их без какого-либо процента прибыли. Но, несмотря на это, университет регулярно подтверждает свое право на проведение форума. Во-первых, это очень престижно: от Моск­вы и до Кавказа ВГУ – единственный вуз со стабильно работающей летней школой для иностранных студентов. Во-вторых, многие преподаватели, читая в ней лекции, совершенствуют мастерство: ведь гости нередко ставят перед ними неординарные вопросы и проблемы. К тому же все общение идет на иностранном языке, и за несколько недель воронежские ученые существенно повышают уровень владения немецким.

Но для чего сюда приезжают гости из Германии? Какой они видят нашу страну и город? Корреспондент «Берега» встретился с немецкими организаторами летней школы – преподавателем истории Керстин Бишль и русистом Родриго фон Хорном.

Впервые они посетили Воронеж несколько лет назад еще студентами, когда работавший в ВГУ немецкий доктор Дитмар Вульфф вместе со своими русскими коллегами добились открытия в нашем городе летней школы. Берлинским студентам понравилось настолько, что они стараются приезжать в Россию каждый год. Теперь сами помогают другим немцам пройти обучение в Воронеже.

Русский родной город

Тема летней школы этого года звучит так, что даже прекрасно владеющий русским языком русист Родриго фон Хорн не может воспроизвести ее по памяти: «Россия в историческом пространстве между Европой и имперской периферией». Но что касается обсуждаемой идеи в целом, то фон Хорн убежден: сегодня русская провинция незаслуженно «забыта». Причем как иностранцами, так и финансово более благополучными соотечественниками в Москве и Санкт-Петербурге. Она воспринимается ими как сплошное «болото», тогда как на самом деле жизнь в ней просто бурлит. И на глазах преображающийся Воронеж – тому яркий пример.

– Это мой русский родной город, – улыбается Родриго. – Он более шумный и людный, чем Эссен, где я родился и вырос, но такой же зеленый и в ряде районов очень уютный. Мне нравится русская литература. Люблю Лермонтова, Булгакова и Довлатова. Когда я приезжаю сюда, для меня ценно получить опыт общения с простыми людьми. Российский быт – это неизученная и таинственная для иностранцев сфера. Пытливый ум, смекалка позволяют русскому человеку находить выход там, где европеец в растерянности пасует. Например, я знаю многих воронежцев, которые получают зарплату в 200 евро и умудряются платить за квартиру, растить детей, одеваться и питаться. За счет импровизации они преодолевают проблемы.

Рождается истина

Керстин Бишль – специалист по русской истории: изучает повседневный быт советских солдат на фронте.

– Я не только изучала архивы, но и старалась общаться с российскими ветеранами Великой Отечественной, – рассказывает она. – Я с большим уважением отношусь к тем, кто прошел через горнило той ужасной войны.

Любопытно, что быт советских солдат в 1941-м очень сильно напоминал ситуацию в вермахте 1945 года.

– Немцы хорошо подготовились к войне. У них был крепкий тыл, налаженное снабжение, большие запасы. А советская армия оказалась не готова к наступлению вермахта. Ее тылы беспорядочно отступали, здесь царил хаос. Но с того момента, когда расстановка сил поменялась и русские перешли в наступление, их проблемы достались немцам: им стало не хватать припасов, люди сильно нервничали, а офицеры были вынуждены все жестче подавлять панические настроения в частях.

По мнению Керстин, очень хорошо, когда проводятся такие летние школы, как в Воронеже. И увлекающиеся русской историей немецкие студенты могут окунуться в атмосферу изучаемой ими страны. Она уверена: для истории как науки необходимо, чтобы ею занимались не только соотечественники, но и иностранцы:

– Со стороны всегда другой взгляд на происходившие события. Кроме того, я считаю, что хорошо, когда разные люди занимаются одной темой. Тогда им можно развивать научный дискурс, а в споре, как известно, рождается истина.