Газета,
которая объединяет

На исходные позиции?

Рубрика: от
Автор:

До сих пор не могу понять, для чего нужно было проводить в минувшее воскресенье выборы в Новороссии? Тем более, интриги сугубо электоральной в них не было никакой. Ну, по крайней мере, в выборах глав Донецкой и Луганской народных республик.

Выборы – это прерогатива мирного времени. Или, по крайней мере, способ создания видимости такового – как это в свое время происходило в Ираке и Афганистане. О наличии же мира на юго-­востоке Украины никто и не пытается строить иллюзии: от противоборствующих сторон в лице ополченцев и федеральных войск до их «кукловодов» в лице России и США. Тогда зачем весь этот фарс? Кому он выгоден?

На самом деле, выгоден он всем – как способ избавиться от пресловутых Минских договоренностей, которые никто изначально, похоже, и не планировал соблюдать. Не надо переоценивать значение этого документа. Его истинной целью, я уверен, было создание условий для возобновления поставок газа на Украину. Соглашение о поставках в итоге подписано было, «Нафтогаз» вон уже даже первый транш долга «Газпрому» перевел – теперь эти Минские договоренности для каждой из сторон как кость в горле.

Например, новой украинской власти они связывали руки в вопросе восстановления контроля над мятежными территориями. В вопросе, в котором они имеют полную поддержку со стороны мирового сообщества. И не потому, что «Запад не хочет сильной и крепкой России». Просто борьба с сепаратистами и заговорщиками в объективной ситуации всегда воспринимается как неотъемлемое право действующей власти. Впрочем, если в дело вмешивается личный интерес, то возможны варианты. Как, например, в случае с отношением Запада к событиям в Сирии или на той же Украине. Или с отношением России к событиям в Луганской и Донецкой областях (сейчас – народных республиках). Когда аналогичные процессы пошли, например, в Чечне, реакция российского руководства, напомним, была весьма схожей с той, что проявляет сейчас Петр Порошенко сотоварищи. И никто из россиян даже не оспаривал право власти на отстаивание собственной территории.

Но это – дела давно минувших дней. Главный итог прошедших выборов для украинской власти – они развязали ей руки в вопросе форсирования событий на юго­-востоке. К чему они приведут – вопрос второй, но закон «Об особом статусе Донбасса» президент Украины уже решил отменить как неработающий.

Ополченцы такое решение лишь приветствуют. Они соглашаются, что закон не работал, но он и не мог работать априори – если ополченцы заявляют о категорическом нежелании оставаться в составе Украины, то никаким принятым в одностороннем порядке украинским законом ситуацию не исправить. А в соответствии с Минскими договоренностями, они должны были считаться с его положениями. Теперь же не будет закона – возникнет формальный повод послать эти договоренности куда подальше и продолжить гнуть свою линию.

Для Запада прошедшие выборы – вообще, подарок судьбы. США, Евросоюз уж и не знали, за что зацепиться, чтобы не снимать с России санкции (о том, чтобы придумать новые, и разговор даже не шел), а тут – нате! Путин не осудил руководство ДНР и ЛНР за проведенные выборы! Можно вздохнуть и продолжить грозить пальцем с чистой совестью, оперируя прошедшими выборами. Единственный, кто проигрывает в данной ситуации, это – Франция, которая со дня на день начнет выплачивать многомиллионные штрафы за непоставку России вертолетоносцев «Мистраль», один из которых уже давно построен и чисто технически может быть передан хоть завтра. Но кого интересуют проблемы одной страны? Франция уже давно не является заметным (а тем более, самостоятельным) политическим игроком, чтобы иметь право голоса при решении глобальных проблем.

Остается вопрос: а для чего все это нужно России? По сути, для того же, для чего и украинской власти. Минские договоренности позволили добиться промежуточной цели – решения (пусть и временного) газового вопроса с Украиной. Цель достигнута, теперь же можно вернуться к глобальной задаче – восстановлению контроля над территорией. И чем меньше элементов в этом вопросе будет связывать руки российской власти, тем для нее лучше. Минские договоренности, без сомнения, являются одним из самых серьезных таких элементов, поэтому убежден: в скором времени произойдет официальный от них отказ.

Это, на мой взгляд, и есть основной итог прошедших 2 ноября выборов. Итог, известный всем сторонам конфликта заранее. Даже более того – итог, желаемый всеми сторонами этого конфликта. Итог, позволяющий всем вернуться на свои исходные позиции.