Газета,
которая объединяет

Не такой, как вчера

Воронежский центр современного искусства демонстрирует новый взгляд на старые вещи
Рубрика: Культура№ 98 (1813) от
Автор: Анна Жидких

Можно не сомневаться: выбор названия выставки Александра Повзнера – «Брутто» – обусловлен очарованием этого слова. А вот почему автор находит его, сухой и скучный термин, очаровательным – уже интереснее…

Информационный повод для наших заметок – конкретный: ВЦСИ предложил зрителю выставку московского художника и скульптора, открывшуюся в рамках фестиваля «Чернозем». В более чем лаконичной экспозиции – живопись и объекты; их мирное сосуществование говорит о том, что автор – в смысле дальнейшего развития – настроен перемещаться не по самой проторенной стезе.

Игра воображения

Анонс сообщает: «Брутто» называют «парком скульптур», созданных из не новых, отработавших, казалось бы, свое вещей». То есть – бывших в употреблении. Бэушными «вещами» названы громадный войлочный колокол, ряд кулеров, очень похожих на каменных языческих идолищ, деревянный якорь, металлическая конструкция из труб разного диаметра, соединенных между собой в нечто «дикобразоподобное», красная штора, упавшая на старую батарею… Какое воображение объединило воедино эти непрезентабельные предметы?

«Его скульптуры выглядят как результат загадочных, но естественных процессов. Промышленные материалы демонстрируют повадки флоры и фауны. Работы Повзнера – антиподы охотничьих трофеев, всех этих чучел медведей, лосей и лис. Таксидермисты стараются оживить мертвую плоть, но всем понятно, что дикие звери не представляют угрозы. Повзнер работает с обычными предметами, которые под его чутким руководством демонстрируют необыкновенную прыть», – пишет о выставке Валентин Дьяконов.

Сам художник называет свой проект экспериментальным. И признается, что идея о персональной выставке посетила его после участия в прошлогоднем «Черноземе»; тогда ВЦСИ показывал «Бестиарий», одним из творцов которого был Александр Повзнер.

Дебют «Копилки»

Возраст «Брутто» – три года. Сегодня, что естественно, проект видится его создателю не таким, как вчера. Художник акцентирует внимание на том, что своими произведениями старается говорить исключительно на языке скульптуры, живописи. Поскольку считает – и совершенно справедливо – что никакими объяснениями сопровождать работу не нужно. А вот с тем, что «изобразительное искусство должно трактоваться людьми, как они хотят», поспорить можно. Да, конечно, каждый выбирает по себе – в том числе и ощущение от картины, скульптуры, чего угодно. Но автор должен быть диктатором, подчинять своей эстетике зрителя – иначе никакого контакта одного с другим не произойдет. Ты или соглашаешься с художником, попадаешь под его власть, или – внутренне, подсознательно – ему противоборствуешь. А так, чтоб – я сам по себе, а ты, как хочешь – это про что угодно, только не про искусство. При таком подходе красная тряпка на батарее останется красной тряпкой на батарее. Ни хорошо, ни плохо…

На выставке дебютировала «Копилка» на почти что курьих ножках – жестяная скульптура уже нашего скульптора, воронежского, Ивана Горшкова. Объект – с подсветкой и с движущимися «волосинами» – с ходу узнается по авторскому почерку. Это – к слову о вольностях художника, который, каким свободным ни будь, всегда выстраивает собственную систему. Довольно жесткую (другая – не прочитается). И, как правило, образную; вот тут вести речь о необходимости что-то пояснять-прояснять просто в голову не придет.

«Копилка» отныне будет стоять на входе в ВЦСИ постоянно – в ожидании пожертвований. Хочется пожелать ребятам, чтобы таковые не замедлили появиться.