Газета,
которая объединяет

Утраты пространства

Музей им. Крамского предлагает к изучению «Метагеографию»
Рубрика: Культура№ 96 (1811) от
Автор: Анна Жидких

Выставку под мудреным названием «Метагеография», открывшуюся в рамках фестиваля «Чернозем» в художественном музее им. И.Н. Крамского, создатели (кураторы) гордо именуют проектом. И это определение в нашем случае – точнее, чем «выставка»; зрелища – во всяком случае, в заземленном смысле слова – экспозиция не обещает.

А обещает – что? Метагеография толкуется теми же кураторами, Дмитрием Замятиным и Николаем Смирновым, как «междисциплинарная область знания, находящаяся на стыке науки, философии и искусства. Возможные синонимы понятия «метагеография» – философия ландшафта (пейзажа), философия пространства, экзистенциальная география, геософия».

Спасибо навигатору

Если кому-то ясно, о чем речь – хвалю. Мне, честно сказать, ясно тоже, но не могу при всем том не вспомнить известное утверждение: хороши все жанры, кроме скучного…

Согласно пресс-релизу, «пространство выставки образует собой своеобразную метафору пространства искусства». Что касается содержания – «в этом междисциплинарном проекте представлены живопись, объекты, видео-арт, саунд и видео-инсталляции, участвуют профессиональные географы».

Видение пространства каждым из участников выставки – свое. Что, собственно, и должно читаться. И – читается. А в общем и целом «Метагеография» поднимает «проблемы растворения культуры и жизни в пространстве, воображения пространства в процессе личностной экзистенции, пространства как космогонии». Авторы хотят зрительской активности, «призывают покинуть земное пространство, ищут в нем сакральные смыслы и сводят к базовому топографическому состоянию, исследуют пространство памяти и память пространства, работают с пространственными утратами и пытаются поставить вопрос о возможности его целостности, ищут в пространстве глубинные знаки и символы…»

На том, пожалуй, от поясняющих цитат перейду к личным впечатлениям: выставка не показалась ровной. Есть авторы, которые – да, художники, но есть и те, которые не отличают искусства от довольно нудных теоретических даже не изысканий, а измышлений. Может, оно и впрямь серьезные труды выставлены на зрительский погляд, но разгадывать ребусы не каждому интересно. Потому как – надоело. Правда, такому зрителю в помощь – не только видео-, но и звукоряд; подобно автомобильному навигатору, милый голос сообщает неофиту, в какую сторону ему направить свои стопы в каждый конкретный момент просмотра выставки.

Вспученное нездоровьем

Определенно понравились «Вологуды» Ольги Хан – керамические свистульки, утилитарная функция которых должна вроде как толкать на легкомысленное пользование по назначению, но… Нет, не тянет поднести отнюдь не забавные штуки ко рту. «Пузыри земли – тревожная метафора из шекспировского «Макбета» – приходит на память при взгляде на эти работы, – пишет комментарий к «Вологудам» Евгений Стрелков. – При всем очаровании в них чувствуется пугающая грация ядовитых раковин и лилий-хищников…Что-то зеленоватое, в разводах – не сразу решишься поднести к губам… А ведь это свистульки – вполне традиционная волжская забава, разве что вместо привычных лошадей и курочек – нечто странное, словно вспученное нездоровьем… Собственно, о нездоровье и речь, ведь формы эти изображают волжские водохранилища, столько уже загубившие – от заливных лугов и рыбных промыслов до сел и городов…»

Есть в экспозиции станковая живопись – она тоже показалась привлекательной, глубокой. Не с точки зрения владения живописной культурой, а – по мысли; использование палитры как таковой в качестве метафоры впечатляет. Да и прорисовка того самого пространства как философской категории предпочтительнее на большом холсте, нежели в схемах и таблицах.

Есть работы – остроумные, при всей своей концептуальной «сухости». Например – карта Воронежской области (а я люблю ее рисунок, он на Африку похож) с якобы «накладными» видами поверх «полотна»: столкновение общего и частного, информации и лирики дает эмоциональный зрительский отклик. На мое восприятие, такие «человеческие» работы выглядят несколько инородными телами в общем выставочном контексте. Который не шибко располагает к тому, чтобы искать с ним встречи вновь и вновь (как это бывает в случае с настоящим искусством).