Газета,
которая объединяет

Софья, которая Славяна

Молодая воронежская певица стремится объять необъятное
Рубрика: от

Ольга Николаевна Кувшинкина – педагог дополнительного образования, директор Дома культуры «Восток», что в поселке Шилово. Несколько лет назад к ней на занятия пришла юная Соня Онопченко. Девочка страстно мечтала стать артисткой, исполнять русские народные песни. Ради чего готова была к долгим репетициям, железной дисциплине и всему тому, что непременно сопровождает человека на пути к высокой цели.

В 11 лет Соня вышла на сцену. Так началась ее артистическая жизнь, состоящая из концертов, фестивалей и конкурсов. Среди достижений – два «золота» на Молодежных Дельфийских играх, победа в общероссийском конкурсе «Молодые дарования России-2013», первая премия в конкурсе «Романсиада без границ-2014», участие в «Славянском базаре», да много еще чего.

Лещенко заметил и благословил

Этой весной Соня, теперь уже известная под сценическим именем Славяна, с красным дипломом окончила Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей (в классе Натальи Константиновны Массалитиновой) и поступила на актерское отделение эстрадного факультета РУТИ (по-старому ГИТИС). Все эти годы Ольга Николаевна была для Сони всем – учителем, арт-директором, продюсером, художником по костюмам, занималась ее сценическим образом. Потому и беседуем мы втроем.

– Сценическое имя Славяна мне представляется на редкость удачным. Как возник этот образ?

– У нас с Соней много судьбоносного. Когда-то я мечтала о дочери и хотела назвать ее Славяной, – отвечает Ольга Николаевна. – И совсем не думала, что мои девичьи мечтания совпадут с именем певицы, девочки, которая у меня в Доме культуры появилась, и так мы с ней сроднимся. Просто наступил момент, когда ее лицо, ее вокал, ее внутренняя сущность начали складываться в такой цельный образ. Имя как бы напрашивалось. И мы начали обсуждать это. Диктовать я не могла, потому что наши отношения очень демократичны. Если честно, я с первых дней иду у нее на поводу. Сначала у нее возникает желание, скажем, сделать какую-то песню. А потом уже я подключаюсь и начинаю оформлять это в достойные образы. А в то время, когда мы обсуждали имя, я часто разговаривала со Львом Лещенко. Пыталась его уговорить и даже давила на него, чтобы он пригласил Соню на «Славянский базар»/ Он обещал, когда впервые ее услышал, непременно пригласить на этот фестиваль. И ему так понравилось имя Славяна, что он сам вызвался, так сказать, объявить его миру. Он так красиво говорил, когда представлял Славяну в Витебске, на большой сцене «Славянского базара»! Это было очень символично. Зал аплодировал. И люди, которые там были, звезды, которых мы видим каждый день по телевизору, поддерживали Славяну, хорошо с ней общались, искренне радовались ее таланту. Тогда мы как-то почувствовали свою силу, и следующие шаги делали уже смелей.

Главное – отклик

– Соня, сейчас начинается новый этап вашей жизни. Вам 18 лет. Вы студентка РУТИ. Каким вы видите свое будущее?

– Я хочу быть профессионалом в разных вокальных жанрах, – признается певица. – Можно, конечно, одну тему, особенно народную, всю жизнь развивать. Но я так не могу, я хочу объять необъятное. Для меня очень важно полностью раскрыть себя с профессиональной точки зрения. А народная тема всегда со мной останется. Она ведь родная. Это моя любовь, это для меня – все. Но, помимо профессионализма, очень важно быть нужной людям. Я не могу для себя петь. Честно. Дома одна никогда не пою. Мне надо, чтобы кто-то был рядом. Пусть на меня специально не смотрят, но я должна петь для кого-то. Я вот что-то спою – бабушка скажет: «Ой, ну хорошо...» Все! Мне уже тоже хорошо. Понимаете? Для меня самое главное – отклик зрителей, глаза людей. Для меня это счастье. Когда я на сцене – я живу. Могу за этот момент отдать все.

– Соня, видимо, родилась с ментальностью актрисы, человека, который должен выходить на публику, потому что без обратной связи он не может. Ольга Николаевна, а чему вы ее учили?

– Тому, что песню надо играть. С этого мы с ней начинали. Целый год без музыки, практически акапельно, ходили по сцене и проговаривали песню для того, чтобы понять скрытый смысл. Для первого конкурса мы готовили «Степь» – сложнейшую песню. И она была полностью прочувствована ею, маленькой 11-летней девочкой. Мы разбирали мелочи жизненные, которые всегда прослеживаются в текстах песен. Какое слово главное, и как его подать? Соня, как губка, все это впитывает и голосом выдает. И еще контакт со зрителем надо найти. Послать нужные флюиды. На Сониных концертах зритель не бывает равнодушным. Он смеется или, наоборот, плачет. В Израиле весь зал встал, когда она запела «Поклонимся великим тем годам». Конечно, тут еще песня играла роль. Но ее же надо исполнить так, чтобы люди встали. Чтобы они заплакали и прочувствовали весь текст. И, опять же, исполнять эту песню после Людмилы Зыкиной – это ж какая ответственность! Не надо петь, если не можешь. Вот это надо некоторым просто знать. Или научись. До такой степени подготовь произведение, чтобы можно было вынести на ту же публику, которая слышала его в исполнении великой певицы.

Еще и джаз

– Как, Ольга Николаевна, вы выстраиваете концерт?

– Блоками – народная песня, советская классика и джаз. Все костюмы соответствуют времени, песням, которые звучат в определенном блоке. Вот так мы строим репертуар. Сейчас вышел первый диск Славяны, записанный в Москве, в профессиональной студии. Мы его назвали «Кукушечка». Такой ласковый вариант от «Кукушка рябая». Славяна очень любит эту народную песню в обработке своего педагога Натальи Константиновны Массалитиновой. Она есть на диске. Вообще же подобрать 12 треков в этот диск было непросто. Но мы пошли по тому же пути. Показали разносторонний вокал. Если кто-то внимательно будет слушать, то услышит неожиданное вкрапление джаза в одно из произведений.

– Жаль, что мало, – подключается Соня. – Недавно у меня был концерт в Доме ветеранов. Без ничего. Совершенно. Без микрофонов. Около двух часов без остановки. Это было такое счастье, вы себе даже не представляете! Так вот, заканчивали мы концерт джазом; мы везде показываем всю программу. И когда Ольга Николаевна – она вела концерт – стала подытоживать, сказав, что напоследок – наше пожелание, советская песня «Желаю вам», какой-то дедушка вдруг воскликнул: «А я хочу еще джаз. Ну будьте добры, что джаза-то так мало?» Им очень понравилось. Я не ожидала. Мне почему-то казалось, что люди этого поколения могут джаз осудить.

Главный режиссер двора

– Соня, вам сейчас 18 лет, а за плечами уже большая трудовая жизнь, благодаря которой в столь юном возрасте вы стали крепким профессионалом. И это впечатляет.

– Я вообще-то во дворе начинала. Была главным режиссером двора. Пела и танцевала совсем еще очень маленькой. Вокруг – мои одногодки. Моя огромная компания. И я руководила! Вот сейчас вспоминаю – у нас все было очень серьезно. Если пели, то была подтанцовка, мы что-то придумывали зрелищное. Был бэк-вокал. Я не шучу. Мы даже ставили что-то театральное. Из тряпочек костюмы придумывали, декорации делали. Помню, по книжечке какую-то сказку ставили. Я была Ночкой. После чего меня очень долго называли Ночкой. Запомнился образ публике.

– Расскажи вы эту историю приемной комиссии, вас бы уговаривали на режиссуру поступать.

– Я Соне говорила: если тебе нечего будет сказать на вступительном экзамене, веди к тому, что стоит Кувшинкина внизу, и ты просто не сможешь отсюда выйти, если не поступишь, – смеется Ольга Николаевна. – А вообще конкурс тогда был огромный. Мы записались на прослушивание на 9 утра, а ушли только в половине десятого вечера. И такой поток – несколько дней.

– Я не могла не поступить, потому что чувствовала большую ответственность, – добавляет певица. – За мной были и дети сомовские, которых я веду с 16-ти лет, и Ольга Николаевна, и Дом культуры...

– Славяну мы увидим на воронежских сценах в ближайшее время?

– Конечно, конечно, – утвердительно кивает головой Кувшинкина. – Родной край! Славяна, на самом деле, воспитана очень патриотично. С огромной любовью к своей малой родине.

– Воронеж – мой любимый город, – соглашается с педагогом Софья. – И все традиционные концерты – в дни рождения, праздники различные – продолжатся. Я обязательно буду приезжать, чтобы встретиться со своей публикой.

Надежда РОГОТОВСКАЯ