Газета,
которая объединяет

Управление контролем

Кто в городе надзирает за эксплуатирующими организациями в сфере ЖКХ?

Что делать, если вам в жировках выставляют ощутимо завышенные суммы за общедомовые нужды (ОДН), а добиться правды в управляющей компании вы не можете? Или если исправно платите за содержание и текущий ремонт жилья, а он фактически не производится?

Уже более года в структуре администрации Воронежа функционирует управление муниципального жилищного контроля (УМЖК), которое как раз и занимается этими, а также многими другими проблемами. Как его специалистам удалось повлиять на нормализацию отношений между собственниками жилья и управляющими компаниями – об этом наш разговор с руководителем управления Сергеем Максиным.

Месяц – и ни дня больше

– На самом деле, хоть решение о создании управления МЖК и было принято 25 мая 2013 г., к активным действиям оно приступило значительно позже, – говорит Сергей Николаевич. – Я пришел на пост руководителя 19 сентября и увидел, что, во-первых, тут трудилось всего два человека, во-вторых, необходимая для работы управления документация была оформлена недолжным образом. Некоторое время нам потребовалось на доработку этих вопросов, и, по сути, к проверкам управляющих компаний по жалобам жителей мы приступили в декабре прошлого года.

– И много их вы успели провести за это время?

– Ощутимо. За первую половину 2014 г. была проведена 461 проверка. По результатам мы выдали более 360 предписаний на устранение 592 нарушений. Для сравнения: если в январе мы выходили на проверки по жалобам жителей 27 раз, то в июне – уже 106. Добавим сюда контрольные мероприятия на 36 котельных и получаем 142 проверки. И все это – силами 13 человек, работающих в управлении, в числе которых – и управленческий персонал!

– Это большой объем? Просто наши читатели вряд ли знают всю технологию проведения таких проверок.

– При проведении контрольных мероприятий мы четко следуем нормам, прописанным в Федеральном законе 294-ФЗ «О государственной защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля», а это не так-то просто. Например, получаем жалобу от человека на неправомерное начисление сумм по ОДН, рассматриваем ее, назначаем время и дату проверки. Предупреждаем о ней управляющую компанию не менее, чем за сутки до выезда на место – приходится делать это с помощью нарочного извещения, чтобы не ждать три недели, которые обычно проходят, если отсылаешь документ по почте с уведомлением. Ведь у нас есть месячный срок от момента поступления обращения гражданина до вынесения решения по нему.

Далее мы выходим с представителем ресурсоснабжающей организации и проверяем все комплексно: схему подключения, наличие незарегистрированных пользователей ресурсом. Далее выдаем предписание управляющей организации по устранению выявленных нарушений, ставим исполнение предписания себе на контроль. Если компания не исполняет наши требования, то при проведении повторной проверки составляем соответствующий акт и протокол, который направляем на рассмотрение административной комиссии района или Государственной жилищной инспекции (ГЖИ).

К слову, по материалам наших проверок на управляющие компании города уже наложено штрафов на сумму более 380 тыс. руб. Сейчас рассматриваются документы еще не менее, чем на 525 тыс.

Игра на опережение

– Управление МЖК – структура новая. Неужели управляющие компании не пытались игнорировать ваши проверки?

– Почему же? «Проверки на прочность» имели место в начале нашей деятельности. И тут нам очень помогли органы прокуратуры, которые начинали свои проверки по неисполненным предписаниям, выданным нашими инспекторами. Параллельно с помощью Александра Гусева мы решали некоторые организационные вопросы. И в результате его взаимодействия с Алексеем Гордеевым областная Дума в апреле наделила нас полномочиями по самостоятельному составлению протоколов. Теперь управляющие организации относятся к нашим проверкам со всей серьезностью.

– Что, стараются играть на опережение?

– А вы не смейтесь. Я могу даже примеры привести. УК «Городок», например, еще до выхода нашего инспектора отремонтировала кровлю на доме по бульвару Победы, 26; УК Центрального района убрала подъезды в доме по ул.Плехановской, 2; УК «Мастер» произвела ремонт канализации в доме по ул.Машиностроителей, 78. И таких примеров я могу привести много.

Надо помнить еще об одном моменте: в проекте Федерального закона о лицензировании деятельности управляющих организаций есть пункт, согласно которому она будет лишена лицензии при наличии двух и более административных наказаний за неисполнение предписаний в течение года. Это тоже стимулирует их к повышению ответственности.

«Хит-парад» проблем

– Скажите, а кто и по каким вопросам может обратиться в ваше управление с жалобой?

– Вообще, любой гражданин, который считает, что его права на предоставление жилищно-коммунальных услуг нарушены. Правда, есть одно «но»: в доме, где он проживает, обязательно должна быть муниципальная доля – то есть, хотя бы одна неприватизированная квартира. В ином случае человеку следует обращаться в ГЖИ – они занимаются всем спектром нарушений. В том числе, вопросами соблюдения управляющими организациями Стандарта раскрытия информации, формирования фонда капремонта, надзором за законностью установленных тарифов, а также учетом уведомлений о начале предпринимательской деятельности УК. Мы эти вопросы решать не имеем права. Равно как и проверять деятельность ресурсоснабжающих организаций (РСО).

– Почему?

– Основанием для принятия мер реагирования нашими специалистами является договор на управление имуществом многоквартирного дома (МКД). У РСО подобных договоров с людьми не имеется.

– Вы самостоятельно принимаете граждан, или используете исключительно обращения, поступившие через приемную главы города?

– Первоначально, действительно, до 95% обращений поступало к нам через приемную Александра Викторовича. Но сегодня мы организовали «горячую линию»(тел.228-30-82), специалист постоянно сидит на приеме граждан. И могу сказать, что в настоящее время более 60% жалоб приходит к нам напрямую.

– Вы не пробовали составить определенный «хит-парад» проблем, на которые жалуются приходящие к вам люди?

– Статистика такая у нас имеется. Например, из 590 обращений, поступивших в управление МЖК за первое полугодие
2014 г., 66% касалось начисления платы за коммунальные услуги, 18% – ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества, 9% – законности управления МКД, 4% – несоблюдения нормативов предоставления коммунальных услуг.

– Законность управления домами – это, как я понимаю, договоры на управление? Неужели по ним так мало претензий?

– Ну, статистика тут лукавая. Население часто не обращает внимания на то, что их обманывают путем заключения таких договоров, пока не придут в УК с претензией и не услышат в ответ, что данное положение прописано у них в договоре. И тогда-то люди идут к нам. И то не все.

Вообще же, очень значительная роль в решении жилищно-коммунальных проблем лежит именно на плечах жителей. И как только граждане начнут активизироваться, создавать советы многоквартирных домов, они смогут решать большинство проблем самостоятельно, не прибегая к возможностям контролирующих органов.

Беседовал Юрий БАБАЯН

Это интересно

Нередко причиной появления завышенных сумм на ОДН по электроэнергии становится несанкционированное подключение коммерческих объектов к внутридомовым сетям. Так, к сетям дома №44а по ул.Дорожной были незаконно подключены гаражи, дома по ул.Новосибирской, 23/1 (и ряда других домов) – нежилые помещения. В доме №19 по ул.Зои Космодемьянской владельцам нежилых помещений не начислялась плата за отопление, а в доме №10 по ул.Краснознаменной общедомовой прибор учета холодной воды учитывал ресурс, поставленный на два МКД.

Справка

Управление МЖК осуществляет контроль за:

– использованием и содержанием общего имущества собственников помещений в МКД;

– соблюдением закона при выборе управляющей организации, утверждения условий договора управления МКД, его заключения и исполнения прописанных в нем условий;

– соблюдением закона при принятии решения о создании товарищества собственников жилья, избрания членов и председателя правления, соответствием устава ТСЖ, внесенных в устав изменений, и т. д.

Кстати

На сегодняшний день управляющими организациями исполнено без малого 200 предписаний управления МЖК по устранению выявленных нарушений: гражданам возвращены излишне начисленные суммы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, техническое состояние проверенных управлением домов приведено в надлежащее состояние. Уровень добровольного исполнения предписаний по ОДН без выхода на административную комиссию или в ГЖИ поднялся до 40-45%.