Газета,
которая объединяет

От «Береники» до юбилея

Воронежский Камерный театр отпраздновал двадцатилетие существования
Рубрика: от
Автор:

Едва ли не самое трогательное в красивой «камерной истории» протяженностью в два десятка лет – то, что театр Михаила Бычкова начался на памяти большинства из нас, его сегодняшних почитателей. Начался с чистого листа, с нуля, когда молодой и амбициозный режиссер (тогда – главреж воронежского театра юного зрителя) решил создать новое, революционное для Воронежа, театральное пространство.

И вот это самое «пространство» – Воронежский муниципальный Камерный театр под неизменным руководством Михаила Бычкова – дожило до солидного юбилея. 21 июня – день в день с премьерой 1994 года «Береники» Жана Расина – театр отметил двадцатый день рождения. Как водится – в кругу друзей, среди которых были чета Гордеевых, мэр Воронежа Александр Гусев, представители творческой и не только интеллигенции.

Пришли другие времена

Факт присутствия на отчасти домашнем театральном празднике представителей власти всех уровней – сам по себе показатель продуктивности деятельности Камерного театра. Который, как подчеркнул Бычков, гордится своим зрителем – высокообразованным, интеллектуально развитым. Отрадно, что сегодня в числе таких театралов – высокопоставленные чиновники; знавали ведь мы и другие времена-нравы...

– Я рад, что эти 20, по-настоящему творческих, лет мы прожили вместе, – обратился к залу художественный руководитель Камерного. – Не скажу, что были они безоблачными, но – явно прожиты не зря. Самое главное, что все 20 лет со сцены нашего театра звучали глубокие слова, транслировались мысли, достойные того, чтобы наполнять жизнь человека... А что касается зрителей – на первых порах мы выжили только благодаря им. Люди покупали билеты на наши спектакли, забивая зал под завязку – и мы имели возможность платить артистам зарплату, хотя бы маленькую, приобретать костюмы и декорации.

После «Береники», успех которой не вызывал разночтений, в Камерном было много чего хорошего. Престижная «Золотая маска» – в этом ряду; ее в 2001 году получила актриса Татьяна Кутихина за роль в спектакле «Дядюшкин сон». А всего репертуар Камерного – совокупный – насчитывает 43 спектакля, которые были сыграны несколько тысяч раз.

Освежать здравым смыслом

Эту впечатляющую статистику озвучил глава региона, поднявшийся на камерную сцену для приветствия. Алексей Васильевич оговорился, что выступает не как чиновник, а как поклонник театра. «Камерный – та планета, на которую можно и нужно равняться, – заявил оратор. – Театр знают во всей стране и за рубежом, его влияние на умы воронежцев очень велико». И это обстоятельство, безусловно, трудно переоценить; театр делает то, что должен делать по определению. А именно – «освежать здравым смыслом нашу жизнь», по выражению Андрея Платонова.

Сертификат на приобретение автобуса и денежная премия – презент имениннику от руководителя региона. А главный подарок от облправительства Камерный театр должен получить в сентябре, когда откроется новое, построенное специально для него, современное здание – с двумя зрительными (на 180 и 80 мест – против сегодняшних 100) и репетиционным залами, танцклассом, студией звукозаписи и даже «лаунж-зоной» на крыше.

Каким внешне будет Камерный, начиная с этой осени, можно судить по фильму, талантливо снятому сотрудниками театра (режиссер – Камиль Тукаев, оператор – Алексей Бычков): артисты – неформально, вдумчиво, художественно, образно – представляли будущую «камерную территорию» с остановками на ключевых ее точках. Сцена, колосники, трюм, танцкласс... Лаконичные эссе, выдержанные в едином стиле, содержали не только функциональные, скажем так, сведения, но передавали и отношение актера к своему делу – любимому, конечно же.

От прошлого к будущему

Об актерах Камерного впору сочинять отдельную оду: труппа – просто замечательная. Мал золотник, да дорог – это про нее. Практически в полном составе ее следует признать золотым фондом Воронежской области...

Насколько здорово оснащены артисты театра, лишний раз продемонстрировал юбилейный вечер, состоявший из нескольких частей. Первую отдали на откуп поэзии; ее в театре почитали с момента открытия. Вторая посвящалась спектаклям, где разговаривают прозой. Под «Болеро» Равеля звучали – отыгрывались! – выразительные фрагменты «Маскарада», «Каина», «Циников», «Электры и Ореста», «14 красных избушек», других «хитов» Камерного.

В творческое будущее театра тоже удалось заглянуть: залу предложили монологи из спектаклей, намеченных Михаилом Бычковым к постановке. Тут спектр – не менее впечатляющий: от горьковского «На дне» до «Москвы-Петушков» незабвенного Венички Ерофеева... А после антракта нас побаловали прекрасным музыкальным приношением: в сопровождении молодежного симфонического оркестра воронежской филармонии под управлением артистичного маэстро Юрия Андросова актеры пели любимые песни Бычкова. На разных языках. Это фантастика, правда! Каждому из исполнителей по силам яркий бенефис выдать: превосходные выступления Елены Лукиных, Екатерины Савченко, Бориса Алексеева и других «камерных вокалистов» (с удовольствием назвала бы всех, да формат тесноват) заканчивались шквалом аплодисментов и зрительским «браво»!

Михаил Бычков сказал, что, возможно, в новом здании с его серьезными техническими возможностями Камерный будет практиковать и такого рода вечера – музыкальные. Уверена, что желающих попасть на них окажется не меньше, чем поклонников театральных постановок. А пока – с днем рожденья, театр! Мы тебя любим!