Газета,
которая объединяет

Уличное воспитание

Рубрика: от
Автор:

Русская пословица советует не говорить «гоп», пока не перепрыгнешь. Оно и глава региона, открывая четвертый Платоновский фестиваль, заметил: в стартовый день благодарить фестивальную дирекцию за проделанную работу несколько преждевременно. Тем не менее, отдельные ее результаты можно проанализировать до того, как фестиваль скажет Воронежу «прости­-прощай».

Сегодня четвертый Платоновский – на экваторе. Основные тенденции, творческие и организационные, обозначены уже отчетливо. Одна из самых, на мой взгляд, оптимистичных касается вектора фестивального роста. И вектор этот связан, как ни странно, с массовостью. Странно потому, что изначально Платоновфест декларировал идею показа в наших палестинах элитного искусства мирового класса – для тех, кто понимает. А «очки набрал», в конечном счете, в силу общедоступности уличных мероприятий, адресованных отнюдь не элитарному зрителю.

Безусловно, народ, не попавший, к примеру, на потрясающий концерт Михаила Плетнева, с удовольствием это сделал бы, будь зал театра оперы и балета резиновым, а билеты – подешевле. Та же сентенция распространяется на большинство «пунктов» театральной программы: спектакли и театры представлены интересные, но знакомство с ними многим не по карману. В силу чего в реальном доступе остаются именно бесплатные мероприятия под открытым небом. Которых в этом году – рекордное количество.

Все правильно: публику воспитывают практикой. Соловья баснями не кормят, и сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет. Это я к тому, что пока людей голословно убеждали в значимости Платоновского фестиваля, не обеспечив местное большинство возможностями «приобщиться» – номер оставался дохлым. Как только воронежцам предложили быть непосредственными участниками уличных действ – колесо фестивальной истории завертелось заметно живее. С первого же дня.

Тогда, после официального открытия, на площади Ленина случился «Танец человека и экскаватора» – спектакль-­перформанс французского дуэта Association Beau Geste. Показанный, по совокупности, аж четырежды. Я, понятно, не следила за «наполнением» аудитории на всех показах. Но про первый могу засвидетельствовать: он собрал не одну тысячу человек, в несколько рядов облепивших периметр, огороженный для выступления. Шоу привлекло людей всех возрастов, включая почти младенческие. Мнения от увиденного, как водится, разошлись; социальные сети, в частности, усилиями шизоидных активистов капают «на экскаватор» отборным ядом. Но обличение всего нового, всегда непонятного этим гражданам – их личные радости тире проблемы. По мне, ничего глубокомысленного, а тем паче судьбоносного во французском зрелище искать не стоит: внятный замысел, филигранно воплощенный в театральную (ну, театрализованную) жизнь. Чего же боле?

Во второй фестивальный день на Советской площади открылась Книжная ярмарка. Желающих ее посетить оказалось меньше, чем прогнозировалось (убойное пекло на головы книгочеев – так себе удовольствие), но представительство девяти десятков издательств из Москвы, Санкт-­Петербурга, Харькова, Владимира, Воронежа обеспечило­таки логичное развитие событий: люди, которым предлагались книги по щадящим ценам издательств, мимо такой возможности не прошли. Работали детские шатры, проводились детские же мастер­-классы: много ли, риторический вопрос, у нас в городе подобного?

В субботу с ярмарочной сцены прозвучало «Ювенильное море». Не уверена, что публичная эстафета­-чтение способна донести платоновское слово до «масс», но то, что «простым» воронежцам интересно увидеть в непривычных «чтецких» ролях представителей власти, депутатов, бизнесменов и иже с ними – бесспорно.

Бесплатно предлагались и посещения фестивальных художественных выставок (при том, что визуальная программа нынешнего фестиваля – выше всех похвал). Плюс уличные концерты – академического русского народного хора им. Массалитинова, гаитянской певицы Марлен Дорсена (которая, к слову, на той же «знойной» Советской площади собрала приличную аудиторию), коллектива из Боснии Mostar Sevdah Reunion, молодых воронежских групп – своих ценителей нашли все. Впереди, 12 июня – «Летние сны»: шествие по проспекту Революции трупп пяти уличных театров разных стран («Высокие братья», PAVANA, DEREVO, Biuro Podrozy, «Картония»). Некоторые из них также дадут бесплатные представления на Советской площади. Могла бы продолжить перечисления, да колонка кончилась...

По наблюдениям, от культурной «халявы» люди заметно добреют. Даже сетования на изменения движения транспорта звучат нынче тише обычного. К чему бы это?