Газета,
которая объединяет

Наш с тобою старый дворик

Кое-что о резервах организма – музейного
Рубрика: Культура№ 53 (1768) от
Автор: Анна Жидких

Не знаю, как остальных, а меня всегда очень греет внезапное обнаружение в центре города какого-то камерного уголка. Ощущение такое, что в помпезную обязаловку самостийно входит нечто лирическое, свободное, близкое не столько мозгу, сколько сердцу.

Впрочем, наш случай эти жизненно важные органы, пардон за анатомические вольности, антиподами не числит. Наоборот! Интеллектуальная составляющая нового проекта под условным названием «Музейный дворик» не только не противоречит его романтической окраске, но оправдывает смысл ее существования.

Идея витала в воздухе

Нисколько не сомневаюсь: ресурсов Воронежского областного художественного музея им. Крамского (и фондовых, и кадровых) вполне достанет для того, чтобы охватить творческой деятельностью полузабытые музейные задворки. Тем более – такие колоритные, как вышеупомянутый дворик. Его открытие приурочили к Ночи музеев – и с места в карьер «ввели в эксплуатацию». Непосредственно в день знакомства с новорожденным дали старт симпозиуму «Ясная поляна»; он в течение трех суток обсуждал тему «Классический музей и современное общество».

Кажется, сама идея – приспособить пустующий, запущенный музейный двор под хорошее дело – витала в воздухе. А сформулировала ее научный сотрудник музея, искусствовед Наталья Бакина. Она же выиграла грант областного правительства под этот проект и стала его руководителем.

Молодые воронежские художники восприняли инициативу Натальи не просто благосклонно – заинтересованно. И вот уже на железных воротах дворика красуется безумное, но приветливое граффити. Миновав этот образный редут, посетитель оказывается непосредственно в «дворовом» пространстве, где по-хозяйски обосновались скульптуры Ивана Горшкова, живопись Кирилла Гаршина, инсталляции Надежды Синозерской, работы местных актуалистов Николая Алексеева, Ильи Долгова,

Терраса для дискуссий

Современное искусство любит все неформальное, необструганное – это аксиома. Экспериментальная терраса для диспутов, дискуссий, лекций, поэтических и музыкальных вечеров etс, она же реанимированный музейный дворик, мыслится организаторами как ристалище, средоточье и пересечение идеологий, мнений, взглядов и т.д. Также они считают, и небезосновательно, что перспектива превращения дворика в многофункциональный образовательный комплекс – реальна. Равно как и в площадку для открытого хранения музейных фондов, которые, как известно, у Воронежа богатейшие.

Не услышим ли мы – вопрос! – зычные голоса тех, кого возмутит «попирание» академического музейного искусства «чуда-юдами» от Ивана Горшкова сотоварищи? В ближайшее время – вряд ли. А вот когда затея Натальи Бакиной укрепится на воронежской земле, чего я ей от души желаю – поборники «настоящего» возопят непременно. Неучи ведь любое созидание воспринимают покушением на традицию. Потому как ни одной другой формулы в свое время не усвоили…

Пока же дворик ждет единомышленников и надеется на то, что количество их будет расти. Для посетителей расставлен полукруг симпатичных деревянных скамеек (установленных на «полу» из щепы), для выступающих возведена «эстрада» – в той же стилистике. Надеюсь, новый для Воронежа формат публичного обсуждения проблем современной культуры, не обязательно воронежской, найдет почитателей – и в нашем городе, и за его пределами. А для того, чтобы быстрее и эффективнее «обжить» дворик, к проекту планируют привлечь волонтеров: кто готов – милости просят.