Газета,
которая объединяет

А что за дверью?

В художественной галерее «Нефта» работает персональная выставка Ольги Гурьевой
Рубрика: Культура№ 42 (1757) от
Автор: Анна Жидких

К сожалению, придется повториться, поскольку никакого иного «вердикта», кроме искреннего восхищения творчеством Ольги Гурьевой, в этом материале не окажется. А восхищение я уже неоднократно выражала, причем неприкрыто; правда, поводы для таких откровений были иными. Менее, если говорить об организационной стороне дела, вескими.

Прежде я встречалась с работами Ольги только на коллективных выставках (где, отметим, они выделялись всегда, независимо от контекста). И вот – открыта наконец выставка персональная. В художественной галерее «Нефта» зрителю предложены дивные экспонаты – настенные панно и скульптура, для которых в нашем случае хочется найти иные определения.

Посмотреть и рассмотреть

Авторская фантазия и мастерство известной воронежской керамистки Ольги Гурьевой достойны того, чтобы ее работы никакими «узаконенными» терминами не «маркировались». Сказать, что они оригинальны – тоже обеднить характеристику; произведения Ольги – это, без преувеличения, особый мир. Очень сочный (кажется – осязаемый) и живописный, что для керамики – само по себе новость. Поэтому приглашение зрителю, ставшее названием выставки – «Загляни в открытую дверь» – лично я восприняла почти буквально; за дверью в мир художницы Гурьевой действительно есть что посмотреть и что рассмотреть.

Отдельная тема – композиции, придумываемые автором. Все одновременно и просто, и сложно. То есть – стильно, изысканно, упорядоченно по всем, так сказать, фронтам и параметрам. Кроме всего прочего, работы Гурьевой всегда абсолютно гармоничны; это – прямое отражение и следствие того, что называют делом вкуса. На мой взгляд, безупречного: при том, что художницей освоена сложнейшая техника исполнения блестящей живописной керамики, замысел этой технике не подчиняется.

Первооснова произведения – каждого – его одухотворенное «содержимое»; смотришь на работу – и единственно это одухотворение и улавливаешь. Создается ощущение, что сделанное не потребовало от автора особых усилий; настолько сочетаемы все компоненты изображения, что кажется: оно родилось как бы само по себе. А ведь за скобками такой завидной легкости – запредельные температуры печи для обжига живописных красот, тяжелейший, особенно для миниатюрной женщины, коей Ольга является, труд по предварительной обработке глины и прочие особенности процесса, требующего едва ли не жертвенной отдачи.

Живопись по керамике

Можно, конечно, оставаться хорошим художником, настоящим профессионалом, эксплуатируя и воспроизводя один к одному счастливо найденное однажды (в манере, способе реализации идеи и т.д.); прецедентов – уйма. Почему нет? Однако значительно интереснее наблюдать за автором, который внутри своих же собственных находок раз за разом умудряется поднять некий глубинный пласт, вытащить на свет Божий новые «тонкости» и «свежести». Такова Ольга Гурьева, и персональная ее выставка – весомое тому доказательство. А откуда что взялось?

– Наблюдая за тем, как ведут себя глазури во время обжига, невозможно не вдохновиться процессом, – делится Ольга. – Красивые, растекающиеся, переходящие один в другой, мерцающие цвета и их сочетания вдохновили настолько, что побудили к использованию этих возможностей, этого материала для создания работ в технике, которую я называю «живопись по керамике». Подвергая заранее подготовленную, обожженную керамическую плакетку нескольким последовательным этапам обжига – в зависимости от количества слоев краски – я действую подобно живописцу, закрепляющему краску лессировкой.

– Давайте поясним, что это такое.

– Лессировка – особая художественная техника получения глубоких переливчатых цветов за счет того, что поверх основного цвета наносятся полупрозрачные лессировочные краски. Каждый последующий прозрачный слой должен наноситься на уже высохший предыдущий. Основное правило лессировки – чем больше таких слоев, тем выразительней фактура картины.

Фокусы огня

Специальные справочники подтверждают: сложная комбинация слоев краски, основных и лессировочных, позволяет добиться необычайно красивого эффекта, придавая произведению глубину и блеск. Лессировочная техника использовалась как финишная обработка картин художниками, начиная с XVI века. Известно, что сам великий Леонардо да Винчи применял ее для получения цветов на своих картинах. Тициан, Рембрант, Веласкес также пользовались «услугами» лессировки.

– Ольга, а лессировка по Гурьевой, получается, – это последовательный обжиг каждого из слоев?

– Именно. У меня сродни подсыханиям лессировочных слоев – обжиги на 1100 градусах. А дальше добавляю фактуры какой-то – стеклышек, активных металлов, солей кобальта и так далее – и получается результат. Фокусы, как я это называю, огня. Физики, химии, всяких природных явлений, наблюдаемых при возникновении высоких температур…

Огонь огнем и физика физикой, конечно. Но талант мастера – потому и талант, что способен подойти по-своему, именно творчески ко всему, что окружает человека на планете Земля. И даже, как в случае с Ольгой Гурьевой, за ее пределами; мне, честное слово, иной раз видятся космическими работы художницы – при всей обычности, банальности даже их сюжетов и мотивов. Городской пейзаж, лишенный намека на помпезность, кухонный натюрморт с общеупотребительными фруктами, «кусок» обычного двора, наблюдаемый в старую форточку… Сколько очарования, настроения, прелести, выдумки, эффектов, усиливающих авторскую эстетику, и, наконец, воистину неземной красоты в работах Ольги Гурьевой! Загляните в открытую художницей дверь – и я не покажусь голословной.