Газета,
которая объединяет

ЖКХ в вопросах и ответах

Это нужно знать собственникам жилья
Рубрика: от

Уважаемые читатели! В прошлом номере мы с вами говорили о компетенции общего собрания. Хочу еще раз напомнить об актуальности этой темы – в связи с обращением одного из жителей нашего города. В его платежном документе ОДН по электроэнергии составили более тысячи киловатт. Только по данной коммунальной услуге сумма к оплате получилась более трех тыс. руб., не считая индивидуального потребления.

Случилось это потому, что жители многоквартирного дома, в котором проживает наш заявитель, приняли решение на общем собрании о том, что при наличии индивидуального прибора учета можно платить только по показаниям такого прибора, а общедомовые нужды за весь дом будут платить те, кто приборы не установил.

Добросовестный – за недобросовестного

К принятию такого решения жителей подтолкнула обслуживающая организация. Таким образом был грубо нарушен порядок расчета коммунальных услуг. Причиной подобных мер стало желание жителей стимулировать установку индивидуальных приборов учета и нежелание платить непонятные объемы коммунального ресурса. Можно понять жителей, но… Как быть тем, кто пострадал?

Дело в том, что при отсутствии индивидуальных приборов учета жители платят по нормативу за каждое зарегистрированное лицо. Сложности возникают тогда, когда фактическое проживание не соответствует количеству зарегистрированных лиц. К примеру, ноль зарегистрированных лиц, но в квартире проживает несколько людей. В этом случае потребленный ресурс не будет учтен. В случае нашего заявителя все как раз наоборот. За электроэнергию он платит по нормативу, а норматив – это всегда больше, чем потребление по индивидуальному прибору учета, количество зарегистрированных лиц совпадает с количеством проживающих. Что же получается? Добросовестный заплатит за недобросовестных? К компетенции общего собрания не относится вопрос об изменении порядка расчета за коммунальные услуги, и подобным решением собственники играют на руку недобросовестным управляющим компаниям, которые не желают искать причину увеличения разницы между тем, что заплатили собственники, и тем, что показал общедомовой прибор учета. Кто и когда из собственников проверял объем коммунального ресурса, который выставляет обслуживающая организация?

Причины увеличения коммунального ресурса и недостающей платы могут быть разные: как банальное воровство со стороны жителей, так и плохое техническое обслуживание со стороны управляющей компании: течь труб холодного, горячего водоснабжения, несовпадение количества проживающих лиц с количеством зарегистрированных в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета. Если в подвале течь, кто должен ее устранить? Управляющая компания или ТСЖ. Почему? Потому что мы платим за обслуживание общедомового имущества по строке «содержание и ремонт».

Три группы риска

И все же вернемся к плате за потребленные ресурсы и к причинам задолженностей у населения.

Главными причинами роста задолженности стали повышение тарифов, низкие доходы населения, несогласие с суммой выставленного счета (так как непонятны объемы) и качеством услуг. Инфляция съедает зарплату, поэтому реальные доходы населения растут незаметно.

Неплательщиков можно разделить на три группы. Первая – это асоциальная часть населения, например алкоголики и наркоманы, по отношению к ним хочется более жестких мер, таких как переселение в жилье, ограниченное по норме проживания. Вторую группу составляют необязательные граждане, у которых не хватает времени дойти до отделения банка, чтобы в срок погасить долги. Для этой категории должников предусмотрена такая процедура, как обращение управляющей компании в суд. И наконец, третья – это люди, попавшие в сложные жизненные ситуации. Для такой категории необходимо, конечно же, устанавливать сроки погашения долгов (реструктурировать), стараться принять во внимание все нюансы.

Нам частенько в управляющих организациях говорят, что в многоквартирных домах много неплательщиков, и по этой причине у управляющей организации образуются долги за коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями. И именно поэтому растет объем затрат на общедомовые нужды, так как надо гасить всю недостающую разницу.

Будьте бдительны: это нарушение! К примеру, управляющая организация из-за долгов, вызванных задолженностью неплательщиков, распределяет плату за электроэнергию, расходуемую на освещение мест общего пользования, среди добросовестных плательщиков. В соответствии с существующим порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года, собственники помещений в МКД несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний общедомового прибора учета. При этом не должен быть превышен норматив платы на общедомовые нужды. В Воронежской области, к примеру, нормативы на общедомовые нужды по электроэнергии установлены управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области приказом №39/1 от 30 августа 2012 года. При расчете ОДН по электроэнергии значение имеет этажность, площадь жилых и нежилых помещений, показания общедомового прибора учета, общее имущество, которое расходует электроэнергию, площадь квартиры. Зная все эти параметры, можно произвести расчет норматива электроэнергии на общедомовые нужды. Управляющая организация не имеет права начислять плату за коммунальные услуги на содержание мест общего пользования только добросовестным плательщикам. УК обязана принимать срочные меры для взыскания долгов с неплательщиков, а также применять к ним дозволенные законодательством меры по отключению поставки коммунальных ресурсов. Если управляющая организация не будет делать этого, то она может искать незаконные способы получения средств. И это значит, что взыщут с добросовестных плательщиков, рассказывая им, что порядок расчета такой плохой, что именно так и надо.

Если вы видите явное увеличение в своей платежке суммы ОДН по электроэнергии, необходимо обратиться в государственную жилищную инс­пекцию, приложив квитанцию об оплате, либо в управление муниципального жилищного контроля администрации городского округа г. Воронеж, если в вашем доме есть муниципальная доля. Существуют и нормативы платы на общедомовые нужды на такие коммунальные ресурсы, как горячее и холодное водоснабжение. В Воронежской области – в соответствии с приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области №120 от 12 июля 2013 года. Речь идет о нормативах на ОДН в том случае, если исполнителем услуги является управляющая компания, а не ресурсоснабжающая организация.

И себя защитить

Однако вернемся к неплательщикам. Если все-таки управляющая компания работу свою ведет достойно, особых нареканий к ней нет, то ей себя тоже необходимо защищать от неплательщиков. Мы живем в частных многоквартирных домах, где все системы подачи ресурсов общие. И должны понимать, что если даже один собственник не оплачивает ЖКУ, он подвергает опасности весь дом. Но, как правило, угроза отключения именно тех коммунальных ресурсов, предоставление которых разрешает ограничить законодательство, не является действенным аргументом для неплательщика. Отоп­ление не может быть отключено. Да и горячую воду технически сложно отключить. Более эффективны судебные разбирательства с должниками. Перед подачей иска в суд большинство УК пытаются разобраться с должниками миром, например, направляют претензионные письма.

В свою очередь неправомерное отключение коммунальных услуг – это тоже повод обратиться в прокуратуру и в суд. Однако между моментом, когда собственнику отключили, например, водоотведение, до вынесения судебного решения о его возобновлении может пройти немало времени. Кроме того, доказать, что именно управляющая компания заблокировала доступ к коммунальным ресурсам, может быть непросто.

Подведем итоги, уважаемые читатели. Потребил – заплати! Но не забывайте, что объемы выставляемых к оплате коммунальных ресурсов надо проверять!

Светлана КРАВЦОВА,
консультант главы Воронежа

Телефон приемной 239-93-39. Прием граждан ведется по понедельникам, средам, пятницам
с 9.00 до 13.00. Пр. Революции, 33.

В тему

Порядок отключения коммунальных услуг за долги

1. Жителю должно быть направлено письменное предупреждение под расписку о погашении долга.

2. Через 30 дней вводится ограничение предоставления услуги, также с предварительным (за трое суток) письменным извещением.

3. По истечении 30 дней с момента введения ограничения УК вправе уже и полностью приостановить предоставление коммунальной услуги.

Замечу, что все это можно делать только в том случае, если собственник действительно виноват в образовании задолженности. К уважительным причинам невнесения платы за коммунальные услуги судебная практика относит, например, длительные задержки выплаты зарплаты, пенсии, тяжелое материальное положение в связи с утратой работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, наличие в семье инвалидов.

КСТАТИ

КАК следует из сообщения агентства Infoline, самые дорогие коммунальные услуги в Центрально-Черноземном регионе (ЦЧР) — в Курске. Квартира в 50 кв.м с четырьмя прописанными в ней жильцами обойдется в Курске почти в 4,5 тыс. руб. в месяц.

Самые низкие тарифы — в Белгороде (около 3,5 тыс.). Воронеж – на втором месте (почти 3,6 тыс.). В Тамбове оплата коммунальных услуг обойдется в 3,8 тыс. руб., а в Липецке – 4,3 тыс.