Газета,
которая объединяет

Неформат в Воронеже

Горожанам покажут «неправильные» российские фильмы
Рубрика: Культура№ 32 (1747) от
Автор: Сергей Попов

Со 2 по 6 апреля в Воронеже пройдет международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». В нашем городе состоятся бесплатные показы фильмов-призеров этого кинофестиваля, а также творческие встречи с их создателями и обсуждения фестивальных фильмов со зрителями.

Смысл «Сталкера» в том, чтобы донести до жителей российской провинции фильмы, достойные внимания широкой публики, но отсутствующие в прокате. Представлять такие работы приедут мэтры отечественного кино – режиссеры Вадим Абдрашитов, Александр Прошкин, Лариса Садилова. Мастера из тех, кто сегодня «делает погоду» в российском кинематографе.

Под знаком преступлений и наказаний

– Фестиваль приезжает в Воронеж уже во второй раз, – рассказал журналистам директор гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов. – К сожалению, пока трудно назвать это доброй традицией, потому что кинотеатры вашего города отказываются показывать воронежцам русские фильмы бесплатно, в просветительских целях. Единственная профессиональная площадка, которую нам удалось найти для демонстрации фильмов – Дом актера. Жители столицы Черноземья смогут увидеть самые свежие, прошлогодние фильмы от режиссеров, ставших призерами нашего фестиваля.

В этом году «Сталкеру» исполняется уже девятнадцать лет. За годы его существования тематика фильмов существенно изменилась. В девяностых, когда внезапно «все стало можно», усилился интерес к тюремной «кухне». Режиссеры живо отреагировали на подобные запросы общества и ринулись в поисках правды жизни «в зоны»; тогда «места не столь отдаленные» были еще относительно открытыми для взглядов со стороны. Поэтому первый фестиваль прошел исключительно под знаком преступлений и наказаний. Отсюда название – «Сталкер». То есть – «человек, выходящий из зоны». С другой стороны, аллюзия к Стругацким – «толстый» намек на художественность затеи.

Со временем темы фильмов стали меняться – в зависимости от того, что происходило в стране. В первые годы фестивальной жизни говорилось об отмене смертной казни, о войне на Северном Кавказе. Позже стали всплывать общечеловеческие мотивы: о взаимоотношениях в семьях, правах детей и матерей, о людях без определенного места жительства. И вот – поднята, наконец, проблема прав человека.

В обход серого вещества

– Мы часто спрашиваем у зрителей, кто из них читал декларацию прав человека, – объясняет актуальность тематики Игорь Степанов. – Естественно, таковых почти не находится. Следующий вопрос: а кто хотя бы держал в руках такое издание? И он тоже остается фактически без ответа. А ведь эта декларация – наш основополагающий документ, в котором перечислены самые главные права человека. И которые, тем не менее, регулярно нарушаются. О чем, конечно, нельзя забывать. И с чем нужно сражаться и бороться.

Одним из инструментов любой и всякой борьбы, как известно, является информация. И в этом аспекте «сталкеровцы» взяли на себя обязательства не просто показать Воронежу фильмы-призеры кинофестиваля, но и регулярно поддерживать работу местного киноклуба. Который будет создан на базе областного Дома журналистов – с тем, чтобы не самые обеспеченные слои общества (студенты, например) смогли посмотреть достойные киноленты.

– Первый раз я побывал в вашем городе с фестивалем лет семнадцать назад, – поделился воспоминаниями Игорь Степанов. – Тогда мы проводили фестиваль в кинотеатре «Юность», который сейчас находится в ужасном состоянии и больше напоминает зоопарк. А когда-то это был хороший «клубный» кинотеатр – из тех, что всегда в дефиците. Там можно было показывать российские фильмы, что мы и делали. Это был островок кинокультуры в Воронеже, а теперь такого островка нет.

Нынче сложилась парадоксальная ситуация: появились новые российские фильмы, режиссеры стремятся их показать публике. Государство выделяет деньги на кинопроекты. И кинотеатры кричат в один голос: «Дайте нам российское кино, мы хотим его показывать». Однако, уверяет Игорь Степанов, прокатчики врут. Не хотят они это кино показывать. Не дает оно тех прибылей, к которым привыкли кинотеатры, запуская «Терминаторов» с «Аватарами». И тут, в общем-то, дело даже не в бирке «Made in Russia»; все несколько глубже и сложнее. Просто коммерсанты шарахаются от фильмов, которые заставляют думать. От лент, обогащающих аудиторию. Ведь напрягать серое вещество народ не очень-то любит. Он предпочитает развлекательное кино иным его вариантам.

Предметные разговоры

Параллельно с демонстрацией художественных фильмов в Доме актера также пройдут показы документальных фильмов – в Доме журналиста. Эти ленты, по заверениям Игоря Степанова, не менее интересны, чем художественные: «Документалистика отражает нашу жизнь, нашу историю, и через несколько лет жители страны будут судить о ее недавнем прошлом как раз по таким фильмам».

Правда, для того, чтобы судить об этих фильмах, надо сначала их увидеть. А с этим – проблема, если не сказать – беда. Дело в том, что и до них добраться крайне трудно – проката, как уже говорилось, нет, телевидение в эфирные сетки подобные вещи не ставит. А в Интернете такое количество информации, что с ног собьешься, пока найдешь то, что достойно внимания. «Сталкер» здесь выступает определенного рода «навигатором».

По этим же, культорологически-воспитательным, соображениям фестивальной программой предусмотрены встречи с режиссерами, а не с актерами. Почувствуйте разницу: в одном случае к публике выходят медийные лица и травят занятные байки. А в другом «в люди» идут кинематографисты, которым действительно есть что сказать. Они открыты для дискуссии и стремятся вместе с аудиторией найти ответы на вопросы, которые волнуют и будоражат многих. Само собой, такие встречи будут происходить после показа фильма, а не перед ним. Чтобы разговор получился предметным. Поговорить же, как показывает практика, в таких случаях всегда есть о чем. Темы не придумываются, а подсказываются жизнью. Вернее, ее экранным прототипом.

Защита от тоталитаризма

Кроме прочих событий, в дни фестиваля в Доме журналиста будет развернута выставка архивных документов и фотографий «Кино и власть». Автор выставки, киновед Валерий Фомин, собрал уникальную коллекцию документов – в том числе из архивов КГБ. Выставка рассказывает о судьбах тех деятелей кинематографа, которые однажды оказались в тюрьме. Причем, что не эксклюзив для нашей страны, – не совершая преступлений. Просто кто-то «неравнодушный» (частенько – из числа коллег) написал донос – и человеческая жизнь в одночасье сломалась.

Специальный стенд, посвященный фильму «Веселые ребята», рассказывает о том, что вся съемочная группа фильма была расстреляна. Мало кто знает, что в тюрьмах по доносам сидели горячо любимые советским зрителем актеры Зоя Федорова, Борис Андреев, Георгий Жженов.

В экспозиции собраны не только фотографии тех страшных лет, но и фотокопии документов, рассказывающих о том, как проводились следственные мероприятия, как пытали «преступников». Буквально почасовая роспись дана: «4 утра – вывели на допрос, 5 утра – пытали, 6 утра – пытали, 7 утра – морили голодом»… Власть любила документировать свои бесчеловечные методы работы.

Отдельным номером выставки идет раздел «Полка», посвященный готовым произведениям искусства, не допущенным до экранов по инициативе партии. А ведь в них вложено несколько лет жизни творцов, масса энергии, сил и таланта…

Выставка, подчеркивают авторы, необходима для понимания взаимоотношений творцов и общества. И осознания того, что тоталитарный режим, погубивший великое множество талантов, легко может вернуться. А вместе с ним придут цензура, закручивание гаек, изощренные силовые методы и прочая мерзость. Такого ни в коем случае нельзя допустить. В первую очередь это должна уяснить молодежь – от нее многое зависит. Немаловажно, что «денежный» фактор не помешает желающим просветиться: вход на выставку, так же как и на все прочие, повторюсь, мероприятия «Сталкера», свободный.