Газета,
которая объединяет

Пешие против «конных»

Рубрика: Колумнистика№ 31 (1746) от
Автор: Анна Жидких

Статистика не даст соврать: в межсезонье увеличивается количество ДТП с участием пешеходов. По весне – в первую очередь: световой день подрос, на  улице потеплело, и народ (в смысле погулять до ночи) резко активизировался. Оно и понятно: после надоевшей зимы  банальное природное явление воспринимается  чудом. Но на благоразумии-­то царей природы это, по идее, сказываться не должно? Знак вопроса – неслучаен, увы…

Вернуться к теме дорожного травматизма заставила акция, проведенная на днях в Воронеже. Назвали ее предметно – «Пешеход на переход». Сотрудники ГИБДД рассредоточились в местах, исторически облюбованных любителями перебежать дорогу перед транспортом, идущим на скорости.

Разве трудно уяснить, что машина куда капризней в управлении, чем мыслительная способность человека? Вопрос риторический, но многие с этим считаться не собираются. А зря. По бесснежью, которое мы имеем в марте­апреле, различить в сумерках серого (одетого в темную, любимую российским большинством одежду), пешехода – та еще проблема. Как ни напрягай зрение – издалека ходячее препятствие не увидишь. Даже на зебрах, где водительская бдительность на уровне, пешеходы по темноте возникают как бы ниоткуда (тем более – и зебры за зиму порядком «состарились»). А уж если некто «серый» вздумает перейти, а тем более перебежать дорогу в неположенном месте – водителю, не подозревающему о дерзких намерениях смельчака, надо быть виртуозом циркового жанра, дабы избежать столкновения.

Впрочем – вернемся к недавнему рейду ГИБДД – не обязательно ждать вечера, чтобы поразиться смелости тире глупости и, еще раз тире, наглости пешеходов. Расположился, к примеру, патруль около Галереи Чижова – аккурат на той линии, где пару­-тройку месяцев назад был пешеходный переход, уничтоженный ныне. И кого только не «застукал» на «месте преступления»! Студенты, дети – это само собой; молодо – зелено. Но за компанию с юным контингентом перемещались по запретной траектории вполне рассудительные с виду, вменяемые граждане всех возрастов. Что особо впечатлило – были среди них… водители машин, припаркованных напротив торгового центра! Значит, когда шофера выбивает из колеи (в прямом смысле слова) сумасбродство пешеходов – это хамство неприкрытое. А самому «водиле­-пешеходу», выходит, делать кульбиты не возбраняется…

Что характерно, никому из задержанных стражами дорожного порядка не пришло в голову не то что раскаяться – хотя бы просто извиниться! Люди легко находили оправдание своей беспечности, не санкционированной правилами дорожного движения. Кто-­то жаловался на нехватку времени («узаконенный» переход – в тридцати, от силы, секундах ходьбы), кто­то уверял, что оценил ситуацию наверняка – и только тогда дал волю самодеятельности. А одна престарелая мадам и вовсе ошарашила. «А зачем этот переход убрали? – разгневанно поинтересовалась у инспектора, заметившего, что зебру тут давно срезали. – Людям же было удобно!..»

Вот, собственно, и все объяснение дорожным войнам, где противоборствующие стороны – водители и пешеходы. Пожилая (якобы мудрая) женщина даже не предполагает, что люди – не только пешеходы. Водители – представьте, уважаемая – люди тоже! И с ними тоже надо считаться! Ну надо! Если через пятьдесят метров от рассматриваемого пункта со срезанной зеброй переходы есть, причем по обе стороны, то зачем нужен еще один – там, где его наконец­-то ликвидировали?!

Имеющая место быть борьба противоположностей не притупится до тех пор, пока пешеходы не будут нести персональную ответственность за «неспортивное» поведение на дорогах. Ведь они, шагнувшие на проезжую часть, автоматически становятся полноправными участниками дорожного движения. Для которых, однако, никакие санкции, в случае чего, не работают. Это водителей «пеленгуют» камеры и останавливают жезлы. А их «спарринг-партнеров», сплошь и рядом создающих аварийные ситуации, никто не «ловит» – до тех пор, пока гром не грянет. А почему, спрашивается, утвердилась в обществе лояльность к «безлошадным» нарушителям? Почему им не воздать по заслугам – чтоб впредь неповадно было? Да, на человеке, в отличие от машины, номер не прописан, его с помощью видеофиксации не идентифицируешь. Значит, надо предусмотреть посты ГИБДД, занимающиеся «воспитанием» пешеходов. Штрафы еще никто не отменял. Владельцам автомашин их выписывают за малейшее нарушение. А предприми водитель нечто, равносильное переходу дороги пешеходом в неположенном месте – штрафом не отделаться. Пересек, к примеру, двойную разметку (по аналогии с тем же «неправильным» переходом) – прощайся с правами на управление транспортным средством. Так где, извините, справедливость? Ау?..