Газета,
которая объединяет

А дельфины – добрые

Воронежский центр современного искусства показывает творчество краснодарцев
Рубрика: от
Автор:

Они дебютируют в нашем городе, а насколько известны в других – вопрос: краснодарская художественная группировка ЗИП объединяет довольно молодых авторов. Их совместная выставка «Завтра лучше чем вчера» (запятая отсутствует не по причине журналистской безграмотности: так зачем-то надо) открылась на днях в Воронежском центре современного искусства.

Впрочем, презентуя ее зрителю, принимающая сторона как раз отметила «распространенье наше (то бишь, ЗИПа) по планете»: со слов организаторов, выставки художников из столицы Кубани проходят в московских галереях и центрах современного искусства, путешествуют по России. Проекты ЗИПа дважды номинировались на премию «Инновация».

Живо и непосредственно

Лично я убеждена, что эти выигрышные обстоятельства – не показатель художественной состоятельности явления. Так или иначе, краснодарцы оставляют симпатичное впечатление: люди мыслящие, ищущие, грамотные. И, что немаловажно, без дешевого снобизма: нет на ребятах «клейма» собственной исключительности, которая нередко – неотъемлемая составляющая образа творца современного искусства. Честно работают, честно об этом рассказывают: вроде само собой разумеющиеся вещи – а поди ж ты…

Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий Субботин, Степан Субботин и Константин Чекмарев (в Воронеж, правда, приезжали четверо) входят в число лидеров сегодняшней провинциальной арт-сцены. Так, во всяком случае, считают их воронежские коллеги и единомышленники. И поясняют: добиться внимания публики и профессионального сообщества краснодарцы «смогли благодаря обращению к важным и актуальным вопросам. Как в условиях взаимного отчуждения люди могут действовать вместе? Как, несмотря на социальное давление, возникают новые утопические сообщества?..»

С подобными темами группировка ЗИП работает живо и, можно сказать, непосредственно. Открывает в скверах Краснодара самопровозглашенные музеи, создает эксклюзивные проекты вместе с жителями окрестных деревень, строит спортивные снаряды («будки для одиночного пикета»). Часто художники приглашают аудиторию присоединиться к ним – по сути, в соавторы проекта. А пресс-релиз отмечает, что «работы группировки ЗИП всегда полны мягкого юмора и внимания к окружающим людям». Подтверждаю: это действительно так.

Под знаком бесконечности

Для Воронежа группировка ЗИП подготовила новые работы и проекты; часть из них создавалась на месте. По факту каждый из залов ВЦСИ стал тематической инсталляцией. Авторы пояснили, что она (каждая!) раскрывает «разные стороны самоорганизации, самообразования, совместного эксперимента».

Главный зал ВЦСИ отдали на откуп дельфинам: краснодарцы – люди, не представляющие себя без моря. Даже творческую дачку под Анапой держат – приятное, так сказать, с полезным. И дельфины в этом контексте – куда как кстати: наивные, мудрые, меланхоличные, страстные – всякие. Но – всегда добрые.

– Дельфины создали идеальную цивилизацию, в которой нет проблем и конфликтов, – объяснили свою любовь к водоплавающим авторы. – Дельфины наслаждаются искусством, изучают философию и живут в полной гармонии. Но они не могут оставаться равнодушными к окружающему миру и иногда выходят на сушу – чтобы помочь людям. Подсказать им решения проблем; дельфины очень переживают, когда люди творят глупости.

Я, честно говоря, и сама так думаю. А вот интерактивный проект «Бесконечная галерея» (оснащенная, чтоб не возникало разночтений при попытках ее идентификации, знаком «упавшей» восьмерки) однозначного впечатления не оставил. Конструкция, сбитая (из деревянных секций) здесь и сейчас – бесконечная (по задумке) последовательность «галерей в галерее». Одна как бы переходит в другую, трансформируется в третью и т.д.: налетай, кто хочет – оформляй свой персональный «кубик». Все материалы под рукой: около фанерной «городушки» – стол с красками, карандашами, цветной бумагой и т.п. Почему не рискнуть? Если, конечно, времени не жалко…

Свидетельства Валеры

Проект «В дороге» предлагает наглядные пособия в виде графических листов и транспарантов, общедоступными средствами (типа, ребенок рисовал) поясняющих, почему нужно заниматься современным искусством. Выданы важные подробности этого процесса: где найти помещение, как его отремонтировать. Как собрать зрителей, устроить фуршет… Получилось занимательно: остроумия авторам хватило. Как и в случае с «ART Миром» – образовательной игрой, вовлекающей аудиторию в многогранный мир искусства. От «а» до «г». Почему только до «г»? Ну, нельзя ж объять необъятное! Посетитель имеет счастье развить свое художественное воображение с помощью известных произведений ХХ века. Правила игры, инструкция – непременное к ней приложение: играй не хочу. Чем бы дитя ни тешилось…

Заинтересовало и видео «Валера свидетель». Некий неформал, явно не чиновник, читает с экрана лекцию – без конца и начала. Гости пояснили, что Валера этот самый – реальный краснодарский персонаж, посещающий абсолютно все культурные мероприятия. Что удается без напряга: Валера нигде не работает. Только по выставкам с концертами и ходит, причем с последствиями – описывает и пересказывает увиденное. Потому, собственно, он и свидетель. Интернетом пользоваться не умеет, зато имеет блокнот, в котором на месяц вперед расписан «культурный» маршрут…

Резюме организаторов: «Творческое освободительное преображение мира совместными усилиями людей (и других существ) возможно несмотря ни на что – такое послание несут Воронежу краснодарские художники». Хотите убедиться – нет проблем: вход на выставку в ВЦСИ – свободный.