Газета,
которая объединяет

Жил-был художник один

В Воронеже презентовали книгу о Митрофане Федорове
Рубрика: Культура№ 18 (1733) от
Автор: Анна Жидких

Спасибо Центру духовного возрождения Черноземного края: благодаря стараниям этого издательства, еще одно достойное имя, принадлежавшее нашему талантливому земляку, прозвучало во всеуслышанье. Да не просто прозвучало – удостоилось создания солидной книги с простеньким названием «Художник Митрофан Федоров. 1870-1941».

Выйти из небытия самобытному мастеру с воронежским корнями позволила инициатива его благодарных потомков. Они не только со всей ответственностью потрудились над изданием, но и приняли личное участие в его презентации, состоявшейся недавно в областном художественном музее имени И.Н.Крамского.

Ориентир на гения

Аннотация к книге сообщает, что в ней «впервые представлены материалы о жизни и творчестве художника и педагога М.С. Федорова». Чем же знаменит этот человек?

Сын сельского священника, уроженец слободы Ситникова (Пушкина) Карпенковской волости Острогожского уезда Воронежской губернии («около тридцати дворов… разбросано вокруг тракта на Ростов»), Митрофан Федоров имел прекрасный творческий ориентир в лице гениального Ивана Крамского, землячеством с которым очень гордился. Но, конечно, не только родная земля питала дар юноши: обучаясь в Воронежской духовной семинарии, он познакомился с основателем местной бесплатной школы рисования Львом Соловьевым, художником-самородком, сыгравшем впоследствии значительную роль в творческой судьбе Федорова.

Позже Митрофан Семенович окончил Императорскую Академию художеств по мастерской Ильи Репина, много лет преподавал в Харьковском художественном училище. В плане направления творчества придерживался принципов реалистического искусства, причем жаловал не только пейзаж и портрет, но и жанровую картину. К сожалению, сохранилась лишь часть наследия художника; многое погибло в военные годы. Однако в российских музеях (включая столичные) и частных коллекциях (как раз таких потомков) бережно хранятся уцелевшие произведения мастера, который умер в блокадном Ленинграде в 1941 году; место захоронения неизвестно.

Душа ждет отклика

«Мало кто о нем слышал, – начинает свои «книжные» воспоминания о Федорове внучка родной сестры художника Марина Шендерова. – А я слышала о нем всю жизнь. И жила, и живу среди его картин...»

Они-то и сподвигли жительницу Санкт-Петербурга на большую работу.

– После ухода из жизни моей мамы я стала разбирать ее архив, – рассказала Марина Соломоновна. – Там нашла благодарственное письмо от директора Харьковского художественного музея. Маму благодарили за передачу в 1970 году в дар музею девяти картин художника Митрофана Федорова. Я позвонила в музей с робкой просьбой прислать мне фотографии подаренных картин. И услышала необычайно эмоциональный ответ: «Конечно, конечно. Мы так его любим! Напишите нам что-нибудь о персонажах портретов…» Мне так хотелось найти все, что возможно, о художнике Федорове.

Желания и реальное положение вещей не всегда, как известно, совпадают: об авторе картин даже у его потомков сведений имелось крайне мало. Начался их поиск, в котором Марине Шендеровой помогали дочери: Любовь Евгеньевна и Лидия Евгеньевна. Они тоже жили (выросли!) в окружении картин Митрофана Семеновича. И вот – впечатляющее «итого».

– Посыпались какие-то просто чудеса, я стала находить его картины в музеях, воспоминания о нем, его письма, – делится Марина Соломоновна. – А архивы! Какое счастье искать в архивах что-то и находить неожиданное… Почему мне так везет? Ответа я не дождусь, конечно, но, думаю, потому, что стучится сюда к нам, ищет, ждет отклика его душа.

Трудный и хрупкий

Эта история, помимо всего прочего, еще и невероятно трогательная. Люди не просто восстановили по крупицам биографию, человеческую и творческую, значительного художника – они с максимально полной отдачей отработали главный закон эволюции человечества: не быть иванами, не помнящими родства.

– Мы ведь ничего не знали о нем изначально, – призналась Марина Соломоновна. – Моя мама повторяла одну и ту же фразу: «У дяди был очень трудный характер…» Трудный ли? Или хрупкий, ранимый?

Я склоняюсь к последнему умозаключению (правда, одно другому не мешает). Да и не суть теперь важно – трудный, простой... Главное – к широкому читателю вышли материалы не просто интересные, но – полезные, как воспитательный момент на тему «делать жизнь с кого». Чтобы она получилась по-настоящему содержательной. Как, к примеру, в харьковский период жизни Митрофана Федорова, где художник общался со знаменитостями того времени – Велимиром Хлебниковым, Сергеем Есениным, Анатолием Мариенгофом, Григорием Петниковым, Николаем Асеевым. С двумя последними, к слову, Федорова объединяют практически семейные связи: эта троица дружила с сестрами Синяковыми, в семье которых, по выражению Лили Брик, «родился русский футуризм». Позже каждый из трех приятелей женился на одной из сестер …

Показательна судьба многих потомков Митрофана Федорова: они, оказавшись за границей, остались приверженцами русской культуры. Что, на мой взгляд, закономерно: гены – штука необоримая.