Газета,
которая объединяет

Просветительские звуки

Платоновский фестиваль откроется концертом Михаила Плетнева
Рубрика: Культура№ 144 (1718) от
Автор: Оксана Мишина

О музыкальной программе четвертого Платоновского фестиваля искусств, что пройдет в Воронеже с 5 по 15 июня 2014 года, рассказал на днях журналистам директор форума Михаил Бычков. А для начала Михаил Владимирович подчеркнул: «Меня беспокоит творческий уровень анализа мероприятий фестиваля. И не только фестиваля – воронежского культурного контекста в целом».

Решив «подредактировать» ситуацию, дирекция договорилась с главным редактором журнала «Театр» Мариной Давыдовой о проведении в Воронеже семинара для журналистского сообщества, занимающегося освещением культурных событий. Семинар под названием «Как понимать современный театр» будет проходить с января по июнь; «надеюсь, – оговорился Бычков, – что в его работе примут участие молодые, прежде всего, журналисты».

Воздействовать на реальность

К слову, Марина Давыдова вой­дет в состав совета по присуждению Платоновской премии. Что же касается фестивальной музыки – соответствующая программа направлена на то, чтобы фестиваль…

– …уже на этапе программирования отражал определенные цели, которые мы перед собой ставим, – подчеркнул директор. – А именно – приобщение воронежцев к мировым культурным ценностям. Причем иногда это приобщение необходимо облекать в просветительские формы. В прошлом году меня удивила реакция зрителей на некоторые события фестиваля, показавшая неподготовленность аудитории. Теперь должен принять это как данность и воздействовать на объективную реальность. Потому в этом году мы увеличим количество творческих встреч, лекций, разъяснений. Кроме того, постараемся при проведении билетной кампании максимально внятно информировать воронежцев обо всем разнообразии фестивальной программы.

Итак: сей документ (как и в прошлые годы) будет включать в себя вещи «и абсолютно экспериментальные, и глубоко академические». Дабы охватить все социальные категории воронежцев, а не ориентироваться на избранные группы.

– Фестиваль позиционирует себя как часть мира искусства, который огромен и един, – подчеркнул Бычков. – С этой точки зрения мы – площадка для открытий, развития знаний зрителей и слушателей, приобщения их ко всему культурному многообразию, которым живет сегодня человечество. Воронежскому обществу, я думаю, этого остро недостает.

Со своим самоваром

Фестиваль-2014 стартует в театре оперы и балета фортепианным концертом Михаила Плетнева – обладателя Премии президента РФ, Государственной премии РФ, независимой премии «Триумф», Европейской культурной, а также Платоновской премий. Бах, Моцарт, Шуман, Скрябин; произведения этих композиторов маэстро исполнит на специально привезенном в Воронеж рояле. Который прибудет в сопровождении личного настройщика Плетнева.

6 июня зрителей пригласят в филармонию – там прозвучит классическая гитара. Испанский гитарист, композитор и дирижер Хосе Мария Гальярдо Дель Рей выступит с Воронежским молодежным симфоническим оркестром. В активе виртуозного испанца – театральные и балетные постановки, опера, фламенко, джаз.

8 июня за дело возьмется Воронежский академический симфонический оркестр – все в той же филармонии слушателям предложат концерты для виолончели с оркестром Мясковского и Шумана, сюиту Шостаковича из музыки к кинофильму «Гамлет». Солировать будет выдающийся итальянский виолончелист Марио Брунелло. Музыкант, играющий на знаменитой виолончели Маджини начала XVII века, в 1994 году основал оркестр d’Archi Italiana, с которым гастролирует в Италии и за рубежом как солист и дирижер. Дирижировать маэстро собирается и в Воронеже – в концерте Шумана, где одновременно будет солировать.

Молодо – не зелено

10 июня на филармонической площадке выступит Даниил Трифонов – двадцатидвухлетний российский музыкант и композитор, уже приобретший мировую известность. В программе – Дебюсси, Скрябин, Стравинский. Некоторые источники трактуют впечатление от мастерства Даниила как «культурный шок». Студия звукозаписи Deutsche Grammophon, заключившая эксклюзивный контракт с Трифоновым, сулит ему славу «великого русского пианиста-поэта XXI века». Достаточно сказать, что в сезоне 2010-2011 годов музыкант стал лауреатом сразу трех престижных международных конкурсов: имени Шопена в Варшаве, имени Рубинштейна в Тель-Авиве и имени Чайковского в Москве, где завоевал Гран-при.

На следующий день слух воронежских меломанов будет услаждать трио в составе Вадима Репина, Сергея Накарякова, Марии Меерович (Россия, Бельгия, Израиль). Скрипка, труба, фортепиано; в программе – Шуман, Пуленк, Дебюсси, Брамс.

Огненный темперамент в сочетании с безупречной техникой, поэтичность и прочувствованность интерпретаций – основные качества исполнительской манеры скрипача Вадима Репина, самого молодого победителя (в 1989 году) престижнейшего Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю. А Сергей Накаряков, названный финской прессой «Паганини трубы», добился впечатляющего успеха, нарушив устоявшиеся правила исполнения классической музыки на трубе. Он исполняет не только произведения, написанные специально для трубы, но и переложения со скрипки, альта, гобоя, фортепиано, валторны, голоса, виолончели. Мастерски владеет игрой на флюгельгорне. Сольные концерты Сергей часто дает в сопровождении бельгийской пианистки Марии Меерович.

Петербурженка по рождению, Мария в 1990 году получила стипендию фонда Иегуди Менухина и переехала в Бельгию, где с отличием окончила Королевскую консерваторию Антверпена. Выигрывала первые призы на нескольких международных конкурсах, выступала в США, Японии, Бразилии, Южно-Африканской республике, Южной Корее, Израиле и Европе.

Под небом голубым

Завершится академическая программа 14 июня – концертом Воронежского академического симфонического оркестра (дирижеры Владимир Вербицкий, Игорь Вербицкий), где солировать будет британская скрипачка русского происхождения Алина Ибрагимова. В программе первого отделения – Ян Сибелиус. Второе – «Три лика Нововенской школы» – представит премьеру: музыку XX века (Антон Веберн, Альбен Берг, Арнольд Шенберг). «Четыре ноты. Именно столько достаточно для Алины Ибрагимовой, чтобы заворожить аудиторию», – уверяет авторитетный критик Ребекка Франкс. Талантливую скрипачку, рассказал Бычков, старались «заполучить» и на предыдущие фестивали, но она отказывалась по причине занятости. И вот – все срослось.

Отдельная фестивальная подпрограмма (ноу-хау!) – «Мир музыки». Она представит лучшие достижения народов мира, этнику. Начнется с демонстрации искусства мугама (вокальные произведения на стихи древних и современных персидских поэтов) – выступления азербайджанского ансамбля Алима Гасымова (7 июня в театре оперы и балета). Мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания. Это искусство уникально тем, что, будучи профессиональным, на протяжении веков передавалось от исполнителя к исполнителю в устной форме.

В «этническом» ряду – два концерта группы Mostar Sevdah Reunion из Боснии и Герцеговины; один пройдет на Советской площади (8 июня). Коллектив исполняет «севдалинки» – старинные боснийские народные романсы в блюзовых аранжировках. Отметим, что это – российская премьера.

Дальше – Гаити: смуглолицая красавица Марлен Дорсена с креольскими песнями. Российского зрителя познакомил с Марлен Дмитрий Дибров в программе Антология Life – в 2005 году. Запланированы два концерта креолки – оба под открытым небом. 7 июня – на Советской площади, 8-го – в парке «Алые паруса», где обещана специальная гаитянская вечеринка.

Классика и современность

9 июня в филармонии – «Мир скрипки»: классическая индийская и цыганская музыка в исполнении выдающегося индийского скрипача Лакшминараяны Субраманиама и группы «Лойко». Классические раги (одна из форм индийской музыки), вещи из репертуара российского коллектива, совместные импровизации – содержание концерта.

10 июня – музыкальный «бум» в Event-Нall: автор и исполнитель своих песен Рокии Траоре, именуемая прессой не иначе как «малийская принцесса», на пару дней прервет европейское турне ради участия в Платоновском фестивале. Это будет ее первое выступление в России, на которое, предполагает Бычков, «подтянется» не только воронежская публика.

12 июня в филармонии выступит Хуун-Хуур-Ту – группа, владеющая тувинским горловым пением. «Наша музыка – как сибирская чистая вода, говорит руководитель Саян Баппа. – Мы хотим, чтобы слушатели насладились этой чистой водой, а не кока-колой». Хуун-Хуур-Ту использует такие инструменты, как игиль (тувинский «дедушка» виолончели), хомус (губная арфа), дошпулуур (родственник банджо), тунгур (шаманский бубен – прототип современных ударных).

Следующий день отдан самому популярному «уличному» формату фестиваля – вечеру в Рамони. В парке Рамонского замка выступит Криштина Бранку – одна из лучших современных исполнительниц фаду, «душа и голос Португалии». Музыка фаду – особый стиль традиционной португальской музыки, эмоциональной доминантой которого является сложное сочетание чувств одиночества, ностальгии, грусти и любовного томления. По жанру это разновидность сольной лирической песни под аккомпанемент португальской гитары.

Продажи на все мероприятия фестиваля откроются 26 февраля – в ТРЦ, кассах филармонии, Концертного зала, театра оперы и балета и Камерного театра. На реализацию поступят 20 тысяч билетов.