Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Смех сквозь ноты
В Воронежском концертном зале выступили два виртуоза – писатель-сатирик Аркадий Арканов и композитор Левон Оганезов. На суд воронежцев артисты представили музыкальный спектакль. Зрители с удовольствием послушали рассказы из творческой биографии, короткие юмористические зарисовки и известные эстрадные монологи писателя-сатирика Аркадия Арканова в обрамлении живой музыки от композитора и пианиста Левона Оганезова.
«В юморе должна быть конкуренция!»
– Аркадий Михайлович, сейчас все ругают юмор, что он ниже пояса. Вы лично что-то интересное в современном юморе находите?
Арканов:
– Это вопрос, который задают часто. Я стою на каких-то своих позициях и могу их изложить, не навязывая при этом никому свои вкусы. Я просто не имею права это делать – у каждого свой выбор. Так вот я за то, чтобы была конкурентность в жанре, который называют «сатира и юмор». Возьмем, к примеру, телевидение – когда мы переключаем с одного канала на другой, то видим практически одно и то же. Это у меня ассоциируется с фастфудом. Представим себе, что в силу каких-то условий запрещено готовить дома, закрыты все рестораны, закрыты все магазины, а существует только фастфуд. А есть все равно хочется, и поэтому человек будет ходить питаться в «Макдональдс» и не заметит, как изменится его физиология. Поэтому должна быть конкуренция.
«Меня путают то с Задорновым, то с Брюсом Уиллисом»
– Можете припомнить какие-то смешные случаи во время гастролей?
Арканов:
– Ну это смотря что считать смешными случаями... Для меня, может, это не очень смешно…
Оганезов:
– Я за Аркадия расскажу! Мы идем по Бруклину в Нью-Йорке, и около магазина его узнает здоровенный парень. Рядом с ним стоит старичок. Парень кидается к Арканову: «О, здравствуйте-здравствуйте!», чуть ли не обнимается, зазывает в магазин. А старичок спрашивает: «Кто это такой?» Парень: «Ты шо, не знаешь? Это писатель Арканов!» – «А что он написал?» – «А я знаю, шо он написал?!»
Арканов:
– Когда просят рассказать что-нибудь смешное из жизни, я всегда затрудняюсь ответить на этот вопрос. Было много и смешного, и не очень… Вот сегодня нам с Левоном на столах поменяли таблички... А люди путаются… И я сразу вспомнил такой случай: мы с приятелем стояли на улице в Москве и подошла какая-то женщина. Ни на кого из нас не глядя, она протянула руку и говорит: «Мужчина, выручите десяточкой!» Мой приятель говорит: «Я все в казино проиграл!» А я интеллигентно полез в карман, достаю купюру, протягиваю, а она отходит в другую сторону и снова ни на кого не глядя говорит: «Я просила деньги у мужчины, а вы не мужчина – вы Задорнов!» Развернулась и ушла! Я до сих пор не знаю, радоваться этому или огорчаться.
– А друг друга вы разыгрываете?
Оганезов:
– Нет, никогда! Я могу придумать розыгрыш, но не довожу его до конца, мне всегда жалко человека, которого я разыгрываю. Аркадию тоже жалко! А вот, например, наш старый знакомый – известный советский композитор и литератор Никита Богословский, ныне, к сожалению, покойный, всегда доводил свои розыгрыши до конца. И надо сказать, розыгрыши у него были довольно жестокие.
Арканов:
– Нет, я разыгрываю иногда, своих знакомых. Помню, летел в самолете с одним композитором и его женой – а они очень доверчивые. Я разгадываю кроссворд, она подходит ко мне и говорит: «Что делаете?» – «Кроссворд разгадываю!» – «Зачем?» – «Ты что, не знаешь? Если я разгадаю кроссворд и соберу десяток их, я отправляю их куда надо и получаю за это деньги». Она: «Сколько?!» Я: «100 рублей за каждый». Женщина поверила, пошла к мужу и настоятельно потребовала купить кроссворды, рассказав, что я на этом деньги зарабатываю. Бывают же доверчивые люди. Но я считаю, что разыгрывать нужно все-таки по-доброму.
Оганезов:
– А я вспомнил еще один случай! К Аркадию однажды в самолете подошла дама – американка. «Вы Брюс Уиллис!» – воскликнула она. «Нет, я не Брюс Уиллис! Я его отец!» – невозмутимо ответил Арканов.
Арканов:
– Да, многие американцы почему-то находят у нас сходство.
«Молодежь замечательная, но Гоголя не читает!»
– Аркадий Михайлович, вы являетесь членом жюри конкурса «Москва-транзит-Москва». Какие советы дали бы молодым юмористам, которые хотят добиться успеха в разговорном жанре?
Арканов:
– Ну какие у меня могут быть советы? Тут ничего не придумаешь, надо родиться с чувством юмора. Его можно усилить, только если оно есть изначально. А начинать нужно с интеллектуальной классики, которую мы забываем – Зощенко, Гоголь, Чехов. Нужно пройти всю историю, чтобы прийти к современному пониманию.
Оганезов:
– Мы уже несколько раз сталкивались с такой ситуацией, когда старое разрушается, а на его месте ничего не создается. Вот и сегодняшняя молодежь – замечательная, развитая, энергичная, умная – не знает простых вещей, которые знаем мы. Например, знает мелодию, но не знает слов песни, не знает, кто ее написал. В отличие от многих стран, где знают и уважают своих авторов. У нас есть замечательные поэты и композиторы. И такое не знать! А ведь это наше достояние. У меня умная, энергичная, образованная журналистка брала интервью, я там обмолвился о синдроме Плюшкина. Она спрашивает: «А это что?» Гоголя не читала! Я посоветовал ей прочесть, так как без этого невозможно быть журналистом. Слава богу, у вас в Воронеже остались музыкальные школы, где очень недорого можно дать ребенку начальное музыкальное образование – чтобы он разбирался в жанрах, чтобы знал шедевры. Многие ведь, слыша симфонии Бетховена, не знают, что это. Это же степень культуры каждого человека! В общем образовании мы пока отстаем, к сожалению. Отсюда разное впечатление от юмора… Я иногда смотрю выступление «Уральских пельменей» и могу сказать, что это очень хорошие артисты, с очень хорошими авторами и хорошей режиссурой. То, что они делают – достойно и смешно.
«Переносить профессию в жизнь категорически нельзя!»
– Левон Саркисович, как вы совмещаете музыку с юмором, а юмор с музыкой?
Оганезов:
– Занятия музыкой – это очень серьезная штука, и без полного погружения в нее ничего не получится. Поэтому всегда нужна разрядка. Чем больше сосредотачиваешься на чем-то, тем больше нужна разрядка. Спасаемся анекдотами. Заметьте, что самые смешные анекдоты рассказывают музыканты. Так что без юмора никуда!
Арканов:
– А я не люблю людей, которые бесконечно, по любому поводу острят. Меня раздражают люди, которые в каждом событии жизни видят что-то неприятное. И когда я вижу вот таких постоянно острящих людей, я всегда говорю – представьте себе, что выдающийся клоун, в своем наряде, со своим голосом, который имеет бешеный успех на манеже, приходит домой и, не раздеваясь, тем же дурацким голосом общается с женой, детьми… Через неделю вся семья от него уйдет, потому что вынести это невозможно. Поэтому в жизнь переносить профессию категорически нельзя!
Оганезов:
– Я помню, музыканты из оркестра Утесова рассказывали, как приехали в военный округ – там и сам Утесов выступал… Два часа шел концерт, а потом, как водится – банкет. И к Утесову подходит генерал со словами: «О, Леонид Осипович, вы нам что-нибудь споете?» На что Утесов сказал: «С удовольствием! Если вы нам что-нибудь постреляете!» Больше он там не был!
– Воронеж успели посмотреть?
Оганезов:
– Меня очень порадовал ваш обновленный театр драмы, я его помню совсем в другом виде. Безумно впечатлил Благовещенский собор. Чисто и красиво в городе. Я сюда приезжаю с гастролями с 61-го года, часто бываем здесь. И всегда я обращал внимание на какой-то застой. Сейчас этого нет. Когда мы смотрели на Воронеж с высоты 23-го этажа, я понял, что работа по омоложению города у вас идет полным ходом. На мой взгляд, Воронеж – один из самых красивых городов России… А скоро, видимо, будет самым красивым!
Арканов:
– Впечатление о любом городе – у меня лично – складывается сразу, как только я ступил на эту землю. Из самолета вышел или из поезда – не важно. Это необъяснимо. Есть города, по сути, прекрасные, но они не оставляют никакого впечатления. Приезжаешь в эти города по многу раз, и потом ничего не помнишь. А есть города, которые сразу западают в душу – взглядами, улыбками, добротой… Воронеж для меня – такой город. Я впервые побывал здесь в середине 60-х, но не с творческой поездкой. Дело в том, что у меня был роман с одной очень красивой воронежской девушкой. Потом уже она работала в Москве манекенщицей, но когда она бывала здесь – в родном городе – я время от времени приезжал к ней. Хочу отметить, что у вас живут невероятно красивые девушки! Так что Воронеж не только внешне красивый, я его помню и по совершенно другим моментам.
Оганезов:
– И у меня был роман здесь. Моя возлюбленная была в первом составе «Воронежских девчат». Имя называть не буду, сейчас ей лет 70 уже. Может, она меня уже и не помнит, но я приезжал сюда пару раз. Я тогда еще был не женат, поэтому мог себе позволить. В то время знал весь репертуар «Воронежских девчат» наизусть.