Газета,
которая объединяет

Вот не парадный подъезд…

В торгово-развлекательном центре показывают «Необычный Воронеж»
Рубрика: Культура№ 109 (1683) от
Автор: Оксана Мишина

Напомнить воронежцам о том, что у нашего города есть не только «лицо», но и все прочие составляющие полноценного живого организма, призвана фотовыставка, работающая в ТРЦ «Московский проспект». Серия фотографий, на которых запечатлен «Необычный Воронеж» – а именно так назван этот специфический вернисаж – предлагает полюбоваться не культовыми местами центра Черноземья, а его непарадной стороной.

Дряхлые лестничные пролеты многоквартирных домов, не ремонтировавшихся с прошлого (в лучшем случае!) века. Заросшие могучим сорняком недострои, внешним видом способные шокировать слабонервного гражданина. Развалины некогда отлаженных производств – старые цеха, склады и тому подобные сооружения, превратившиеся в живописные памятники самим себе. Допотопные автомобили, отколесившие по путям-дорогам энное количество миль – ржавые, с облупившейся краской; уже и модель трудно идентифицировать…

Обломки эпохи

Фотограф, путешественник и, без сомнения, большой оригинал Владимиръ Малдеръ – автор выставочных работ. Этот человек с богатым воображением, зорким взглядом и тягой к нестандартным творческим ходам целенаправленно ищет и находит необычные «достопримечательности» города в стремлении запечатлеть их во всей дикой красе. И поделиться этой красотой со зрителем. Понятно, что далеко не в ухоженном центре Воронежа делает он свои «открытия»: исследует окраины, пустыри, заброшенные заводы и прочие объекты, оставшиеся от советской эпохи.

Глазами фотохудожника можно видеть, что эпоха эта превратилась в руины в прямом смысле слова. Однако мастер откровенно любуется найденной «натурой», поэтизирует ее, ностальгически подчеркивая эстетическую окраску ушедшего времени. И я его понимаю: была в той наивной советской культуре (градостроительной, производственной и т.д.) своя прелесть. К тому ж прошлое мы всегда слегка романтизируем…

– Здесь практически нет фотографий из области, почти все снимки сделаны в пределах городской черты, – говорит автор экспозиции. И не без оснований полагает, что таким родной Воронеж вряд ли знают даже аборигены. Отдельные «островки» старины время от времени попадаются, конечно, каждому из нас и совсем уж редкостью не воспринимаются. Но чтобы настолько кучно, «по совокупности» дать зрителю отжившую реальность, реальностью быть не переставшую – это едва ли не ноу-хау.

Мастеру в помощь

Выставка состоит из двух частей: «Теневая сторона Воронежа» и «Высокие крыши Воронежа». Если с частью первой – все ясно и без комментариев, то насчет второй фотограф поясняет: снимки этой серии показывают, как смотрится наш прекрасный город с высоких крыш.

Вспомнилось мне в связи с необычной выставкой вот что. Не так давно известный художник из Санкт-Петербурга Александр Флоренский выставлял в Воронеже, в галерее «Х.Л.А.М.», рисунки, объединенные в «Питерскую азбуку». Идея напрямую перекликается с творческой задачей Владимира Малдера; Флоренский составил азбуку не из распиаренных достопримечательностей Северной столицы, но тех, свойских, которые официозом не тронуты. Шли разговоры о том, что, возможно, маэстро сподобится в недалеком будущем создать по тому же принципу «Воронежскую азбуку»; будет любопытно, если выбранные Флоренским «модели» совпадут с предпочтениями местного фотохудожника, уже обнародованными. Во всяком случае, эстетическая сторона дела говорит в пользу такого подхода.

А пока питерский маэстро думает – можно полюбоваться фотографиями в «МП»: вход на выставку – свободный. Экспозиция проработает до 13 октября по адресу: Московский проспект, 129/1 (2-й этаж).