Газета,
которая объединяет

С новым ходом!

Поставлен «диагноз» местной культурной среде
Рубрика: Культура№ 102 (1676) от
Автор: Анна Жидких

Событие долгожданное, волнительное и, без сомнения, судьбоносное: после нескольких месяцев работы над докладом «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» про воронежские реалии и перспективы, этот документ обнародовали. В презентации, состоявшейся 16 сентября, участвовал губернатор Алексей Гордеев.

Авторов у почти пятисотстраничного фолианта – несколько десятков. Это, как поясняет официальная справка, местные и столичные академические авторитеты и успешные практики, профессора и кандидаты наук, создатели музеев, фестивалей, издательств и культурных программ, представившие свое видение функционирования культурной сферы нашей области по 32-м направлениям.

Медицинские ассоциации

«В начале 2013 года губернатор Воронежской области Алексей Гордеев предложил мне подумать об участии в культурной жизни Воронежа, – воспроизводит предысторию события руководитель исследования Эдуард Бояков. – Речь шла о фестивалях, программах для детей, театральных проектах – другими словами, о применении моего продюсерского опыта… Мы обсуждали с Алексеем Гордеевым и предпринимателем Геннадием Чернушкиным конкретные проекты, но пришли к выводу, что главное сейчас – не придумать очередной яркий фестиваль или громкую премьеру, а попытаться найти ответ на глубокие вопросы: что такое культурная политика и что она может дать региону? Как социально-экономическая трансформация последних 20 лет влияет на культурную среду? Может ли культура помочь в поиске государственной идеологии, которая сегодня так необходима нации?

Так родилась идея исследования культурной политики и культурной среды Воронежа. При всей условности и, может быть, опасности медицинских ассоциаций, надо указать на необходимость очевидной последовательности: осмотр – анализы – диагноз – рекомендации. Соблюдения этой последовательности не хватает, по-моему, современной российской культурной политике…»

Алексей Гордеев, оценивая работу аналитиков, отметил: объединение интеллектуальных сил Воронежа и Москвы оказалось плодотворным. А само исследование охарактеризовал как «достаточно интересную заявку» развития культурной политики области в «мире глобальной конкуренции».

Главный актив

– Сегодня, беспокоясь о развитии города, мы вынуждены сражаться за инвестиции, за людей с высоким уровнем образования, – подчеркнул Алексей Васильевич. – Казалось бы, на всякий населенный пункт смотрят в первую очередь с точки зрения экономики – как главной составляющей его потенциала. Но я бы все-таки на первое место поставил вопросы среды обитания и культурного уровня развития – как главного капитала, главного актива любого города. Многое из прозвучавшего в докладе, подготовленном людьми с высоким интеллектуальным потенциалом, ложится на планы областной власти: тема культурной политики становится сегодня основой формирования среды жизни воронежцев. Нам представлен целый ряд взаимоувязанных сфер и блоков, призванных раскрыть человеческий потенциал. И уже следом идут экономика, производство, сельское хозяйство и многое другое. Это новый, очень интересный программно-целевой подход к культуре, ставящий перед властью вопрос – как нам теперь все систематизировать? Расставить приоритеты, разобравшись с ресурсными, прежде всего, возможностями? И реализовать исследования на практике.

Субъекты, ресурсы, критерии эффективности культурной политики. Социология культурной среды, образование, религия. Медиа, архитектура, парки, мода, молодежная субкультура и даже гастрономия; вот далеко не полный перечень объектов исследования консолидированных интеллектуальных сил.

– Культурная политика, – обозначил концепцию доклада Бояков, – это взвешенные действия в сфере просвещения, связанные с доступностью культуры (в том числе традиционной, глубокой, корневой) для всех воронежцев. А не только людей, живущих в центре города. Это – первая стратегия, изложенная в докладе. Одна из трех.

Журналисты виноваты?

– Вторая, напротив, связана с формированием брендов – культурных центров, престижных фестивалей, способных выиграть конкуренцию у других городов, – продолжил докладчик. – И заставить говорить о Воронеже как о культурном центре, берущем на себя столичные функции каких-то отдельных направлений; уже сегодня у нас есть сформировавшиеся бренды – например, в воронежском краеведении. Такое внимание к своим корням, которое наблюдается в Воронеже, такое количество мемориальных досок, школьных музеев мало где найдешь. Ситуация совершенно уникальная – и можно ее обыгрывать в рамках стратегии брендирования, связанной с престижем и репутацией региона, с формированием бизнес-элиты, которую надо вовлекать в эти процессы. Третья стратегия соотносится с творческими индустриями. С тем, что многие культурные практики, которые вчера требовали дотаций, сегодня становятся самостоятельными игроками. Это касается программного обеспечения, дизайна и многих других сфер, способных вывести Воронеж в число национальных лидеров.

Понятно, что качественно характеризовать гигантский доклад – не цель небольшого материала. Но то, что отдельные выводы авторов безусловными не являются, умолчать сложно. В частности, в последнем разделе тома, посвященном культурной журналистике, «Берег» почему-то упомянут как издание, публикующее на своем культурном поле (а это – минимум полоса в номере, коих – три в неделю, кто не в курсе) лишь театральные и музыкальные рецензии. Тогда как мы отзываемся на каждую(!) художественную выставку (часто – большими аналитическими статьями), не пропустили выхода ни одной заметной литературной новинки, не говоря уж о материалах, освещающих фестивали и прочие масштабные проекты. Понятно, что московские эксперты вряд ли в курсе такого положения вещей. Но, получается, и воронежские не сильно углубились в тему или умышленно ее извратили. Так или иначе, прежде чем сетовать, к примеру, на отсутствие журналистского отклика на творчество группы песчаные часы (написанные с маленькой буквы и без кавычек), стоило бы уточнить, что «часы» эти – «Песочные» («Берег», к слову, коллектив вниманием не обделил). Если с таким «тщанием» написана «журналистская» глава, то где гарантия, что подобные приблизительно-схоластические алгоритмы не пущены в ход при формировании остальных? И в целом взгляд на работу местных СМИ – тенденциозный, по меньшей мере – озадачил.

Мягко говоря.