Газета,
которая объединяет

Наступили времена почище

Илья Лагутенко – о том, как изменились воронежские гостиницы. И не только
Рубрика: от
Автор:

Воронежские поклонники ждали выступление «Мумий Тролля» долго. И подготовились к событию основательно: в главный концертный зал Event-Hall сити-парка «Град», принимавший музыкантов, множество молодых людей пришли в майках с символикой нового альбома группы – свежевышедшего «SOS Матросу». А самые ловкие – еще и с дисками в руках. И где только купили – в эпоху-то отсутствия музыкальных магазинов?..

Рвение меломанов вполне объяснимо. Существующая с 1983 года владивостокская группа «Мумий Тролль» давно стала одной из самых влиятельных современных команд отечественного рока. В некоторых учебниках по истории (!) Илья Лагутенко со товарищи наравне с Земфирой упомянуты как «родоночальники совершенно иной музыкально-эстетической системы».

Морские традиции

Перед концертом, который, по сути, явился презентацией новой студийной пластинки коллектива, лидер группы Илья Лагутенко ответил на вопросы журналистов.

– Илья, каково давать концерт в пятницу, 13-го?

– Замечательно. Раз такое дело – будем играть больше роковых песен.

– А вообще в приметы верите?

– В некоторые верю. Когда, к примеру, черная кошка перебегает дорогу – через плечо три раза… смотрю.

– После того как вы всей группой совершили кругосветное путешествие на корабле «Седов», появились в жизни коллектива морские традиции?

– Морских традиций у нас всегда хватало. Владивосток, знаете ли… С детства впитались всякие нюансы, характерные для приморских городов. А самый показательный пример такой «специальной» традиции мне встретился, по-моему, в Великобритании. Девушка прикуривала от свечки. К ней потянулись две руки: одна моя, а вторая – молодого человека из Шотландии, из портового города Глазго. Попытку пресекли – плохая примета. Имейте в виду: когда в Воронеже кто-то прикуривает от свечки, где-нибудь в Глазго или Владивостоке может умереть моряк…

– А каковы самые яркие впечатления от этого путешествия?

– Заходы в порты, конечно же. Кейптаун запомнился… Как выяснилось, Южная Африка и Россия очень похожи. Я, даже будучи профессиональным востоковедом-африканистом, об этом не задумывался. А общего действительно много. Масса исторических параллелей. Например, у них во времена апартеида был запрещен рок-н-ролл. И это совпало с тем периодом, когда у нас цвел так называемый коммунизм. В СССР рок-н-ролл считался идеологически вредной западной музыкой, а в Африке – вредной коммунистической. Оцените идиотизм ситуации. Отсюда – множество общих моментов в развитии музыки. Наверное, поэтому мы друг друга хорошо понимали. Встретили теплый отклик и музыкантов, и концертных промоутеров, которые помогли организовать выступление прямо на «Седове». Тут ведь как: мы думаем, что они далеко, а они – что мы далеко. А ситуации в странах чрезвычайно похожи. Огромные запасы природных ресурсов, но люди живут очень скромно. Только маленькая часть населения живет нескромно.

Юбилеи – раз в сто лет

– А как сказалось на музыке то, что вы работали над альбомом именно в путешествии?

– Появилась определенная психологическая нагрузка. Сложнее стало существовать коллективом: в какой-то момент музыканты перестали общаться друг с другом. Некоторые и сейчас не разговаривают. После тура будем обращаться к психологам, пока на это нет времени. Да и на сцене оно особо без надобности. Ну, а на написание песен так или иначе вдохновляет все происходящее в нашей жизни. Остались всякие хорошие воспоминания и мысли о том, что все-таки не просидел дома, хотя мог бы.

– Приходилось драить полы на палубе?

– А зачем, если можно и не драить? Капитан – мой лучший друг, так что там были не только поблажки. Даже штурвал доверяли. Благо определенный багаж знаний наличествует: я не в первый раз выходил в море. Есть даже квалификация.

– А яхты своей у вас нет?

– Нет.

– Хотелось бы приобрести?

– Ну, я же не ресурсами занимаюсь, а рок-н-роллом…

– Намекнули бы в прессе, глядишь, какой-нибудь олигарх и подсуетился бы.

– Какой у вас радужный взгляд на мир! Кому-то намекнуть – и все! Так не бывает. За каждую вещь в жизни приходится отчитываться.

– У вас скоро юбилей. И у группы тоже. Как будете отмечать?

– Ну, на этот раз отмечать буду не в Воронеже. В один из первых приездов в ваш город, 16 октября 1997 года, мы здесь играли как раз в день моего рождения.

– А этот день рождения как будете отмечать?

– Как случится – так и случится. Ничего не планирую, зато потом все запоминается. Вот помню, что в Воронеже был. А планировал бы – ничего в памяти не задержалось бы.

– К тридцатилетию группы будут какие-то специальные мероприятия?

– К стотридцатилетию будут. Раньше, полагаю, нет смысла задумываться о юбилеях.

В рамках здравого смысла

– Илья, расскажите про фильм, над которым вы сейчас работаете как режиссер.

– Изначально хотелось сделать документальную ленту о нашем путешествии. Но потом возникло желание снять художественный фильм. В результате получилась такая музыкальная драма-комедия. Сейчас активно идет производственный процесс, дело на стадии монтажа. Отснято очень много материала. Режиссер-монтажер присылает нам рабочие версии, которые мы отсматриваем. Хотим успеть к фестивальным сезонам следующей зимы. Но если не успеем – не беда. Значит, покажем на летних фестивалях. Рабочее название ленты – «В час, во что бы то ни стало».

– Но это ведь не все планы, связанные с кинематографом. Бекмамбетов пригласил вас в «Елки»…

– Да, есть задумка, что съемки происходят в нескольких городах. И отдельным фрагментом появится Владивосток… Только играть я там не буду. Моя задача – написать музыку.

– Объявленный вами ранее конкурс молодых и непрофессиональных музыкантов «Work and rock by Мумий Тролль» радует интересными открытиями?

– Да. Вот, в частности, сегодня у нас на разогреве выступят его участники, воронежская группа «Токай».

– В Воронеже не так давно состоялся велопробег, посвященный «Мумий Троллю». Как вы относитесь к велосипеду как виду транспорта?

– Хорошо отношусь. В детстве катался. И сейчас по мере возможности пытаюсь. Во Владивостоке на велосипеде не очень-то поездишь – ландшафт совершенно не располагает. Разве что на горном… Но вообще кататься люблю. Хотя в велопробегах не участвую – специализируюсь по кругосветным путешествиям под парусами.

– В новом альбоме звучат винтажные гитары…

– Да, Юра и Женя (гитарист и бас-гитарист группы – авт.) это дело любят. Женя вообще коллекционирует редкие электромузыкальные инструменты советской поры. Он списывается заранее с коллекционерами – и ему в аэропорт привозят нужные вещи. Сегодня тоже уже с кем-то встречался.

– А вы ничего не коллекционируете?

– Нет, я зарекся это делать. Как только отправился в первый гастрольный тур – раздал всю свою коллекцию пластинок двоим владивостокским друзьям. Через несколько лет поинтересовался, хранят ли они их. У одного, как выяснилось, все добро лежало на балконе под дождем, а второй вообще ничего не сохранил – разошелся с женой и уехал в другой город.

– Звезды нередко выставляют организаторам концертов заоблачные бытовые требования. А вы?

– Никаких кошмаров, все в рамках здравого смысла. Сейчас с гостиницами стало поприличнее. Помню, первый раз мы останавливались в гостинице «Воронеж» в центре города. Там только о размерах тараканов можно было поговорить. А не об удобствах для путешественников. Сейчас все гораздо лучше – вот, к примеру, шикарный концертный зал построили… Вообще, я считаю, что гостям нужно оказывать внимание – для того чтобы они смогли ответить вам тем же.

Хиты и новинки

Как и обещал Лагутенко, концерт начался с разогрева группой «Токай». Воронежцы исполнили уже порядком надоевшую и до боли знакомую по местным фестивалям песню про то, как «курит Димок». Может, пора бы уже написать опус о том, как, скажем, торчит Костик?

Всего «Токай» выдал буквально три-четыре вещи, одна из которых оказалась кавером на новую песню «Мумий Троллей». Не сказать, что вышло ужасно. Но что неубедительно – скажу.

Сами «Тролли» моментально зажгли публику новой композицией «SOS Матросу». Почти вся условная первая часть концерта состояла из свежих и относительно свежих работ. Новоиспеченный альбом представили публике практически от и до. Написанная в путешествии пластинка «SOS Матросу» посвящена русскому року, что отчетливо слышно по периодически возникающим на горизонте аллюзиям – то к «Центру», то к «Странным играм». Аллюзиям совершенно конкретным – текстуальным.

Но народ, естественно, гораздо больше хотел «Невесту» и «Утекай». Таков местный меломанский менталитет: что музыкант ни запиши – все равно первые альбомы будут считать самыми крутыми.

Разумеется, желаемое публика получила. Даже пресловутый «Владивосток 2000» прозвучал. Помните? «Уходим, уходим, уходим! Наступят времена почище…» Похоже, они и наступили.