Газета,
которая объединяет

На отеческой почве

Завтра в Воронеже стартует фестиваль современного искусства «Чернозем»
Рубрика: Культура№ 89 (1663) от
Автор: Анна Жидких

Фестивальная бацилла – заразительна, как выясняется. Еще одним масштабным форумом искусств прирастет местное фестивальное движение – начиная уже с завтрашнего дня в наших широтах станет больше «Чернозема». Так назвали воронежский фестиваль современного искусства его организаторы – арт-группа «Квадрат» и областной департамент культуры и архивного дела. Инициативу поддержал Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова.

Программа форума – размашистая, рассчитана на месяц. В период с 21 августа по 21 сентября в рамках проекта пройдут серии выставок, концертов, спектаклей и литературных акций. Ради чего и с каким прицелом? Об этом шла речь на предфестивальной пресс-конференции, собравшей неожиданно большое (для дебютирующего события) количество любопытствующих.

Показать миру

Для начала – коротенькая предыстория. Пару лет назад фестиваль современного искусства (под тем же сильным и стильным брендом – «Чернозем») намеревался провести в Воронеже известный (скандальный, опальный, предприимчивый – как угодно) галерист Марат Гельман. Для чего накануне заявленного события прибывал из Перми в столицу Черноземья лично. И остался недоволен тем, что открылось его наметанному взору.

Город, удостоверился Гельман, фестивалем не живет – ни афиш на каждом столбе, ни закулисного ажиотажа по поводу, ни «трепа» сарафанного радио. Маэстро отбыл восвояси, плюнув на привлекательную, казалось бы, затею – не пошло, бывает…

Ан дело его не пропало. А может, и не его: не исключено, «Квадрат» начал свой смелый проект с нуля, адаптировав его к местным реалиям и ресурсам. По крайней мере, пресс-конференция убедила именно в этом.

Участие в ней приняли директор «Чернозема» и арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков, ректор ВГАИ, продюсер «Политеатра» (главного хедлайнера фестиваля) Эдуард Бояков, кураторы выставочного и музыкального направлений Сергей Горшков и Ярослав Борисов, пресс-секретарь фестиваля Елена Дудукина.

– Миссия «Чернозема» состоит в том, чтобы представить современных воронежских авторов музыки, литературы, визуальных искусств как самому Воронежу, так и, если угодно, миру, – определил задачу-максимум Дмитрий Большаков. – Но предварительно в почву нужно внести питательные вещества, поэтому и на первом «Черноземе», и на последующих будет достаточно много участников из других городов и, возможно, стран. Но местные авторы – для нас на первом месте. При разнообразии видов и жанров произведений наших земляков мы видим в них внутреннее единство, если так можно выразиться, общее своеобразие.

Параллели приходят в голову невольно – с Платоновским фестивалем искусств. Который составляет программу, ориентируясь большей частью на звезд не местного значения. И вот – в поле зрения организаторов «наши». Которым, в чем должен убедиться зритель, тоже есть что показать.

Начнем с палеолита

Что касается самого слова «чернозем» – оно, пояснил Большаков, выбрано для имени фестиваля не случайно.

– Если не в этом году, то – в ближайшие мы раскроем смысл этого слова так, как его понимаем, – подчеркнул Дмитрий. – Как некий культурный слой, плодородную почву для всех, живущих в месте с очень богатой историей. Начиная с палеолита, подарившего нам древнейшую стоянку человека, раскопанную в Костенках. Потом были скифы, хазары, татары и Дикое поле, переселенческий этап, Петровская эпоха, губернский период, который можно условно назвать русским викторианством… XX век в нашем городе – это модерн; здесь творил и работал Романович, был в ссылке Мандельштам. У нас есть Платонов и мощный фестиваль, названный его именем. То есть, в Воронеже мы имеем большой культурный бэкграунд. Откуда можно питаться, выстраивать какие-то связи между прошлым и настоящим, которые мы будем каким-то образом выяснять и проявлять. Современное искусство не висит в воздухе. Так или иначе, оно укоренено в одном из культурных слоев. И фестиваль призван заниматься выявлением культурного контента, озаботившись возможностью развить то, что у нас есть.

Откроется «Чернозем» выставкой «Украшение красивого. Элитарность и кич в современном искусстве» – она начнет работу завтра в музее им. Крамского. Это совместный проект Третьяковской галереи и Воронежского художественного музея им. Крамского, который мыслится одним из самых ярких событий «Чернозема-2013». И представляет собой композицию, составленную из работ русских авангардистов начала ХХ века, современных художников и произведений народного примитивного искусства. Помимо экспонатов, привезенных из Москвы, на люди выйдут картины воронежских художников – Елены Киселевой, Александра Герасимова, Василия Шевченко.

Эстафету примет выставка «Народные мотивы в творчестве современных художников Черноземья», которая обнаружит непрерывную связь времен и традиций, перетекающих из народных легенд в нашу действительность. Она откроется 28 августа в выставочном зале на Кирова.

– Несмотря на то, что народное искусство признается основой культуры, профессиональное сообщество относится к нему очень сдержанно, со снисхождением. Так сын, родившийся в глухой деревеньке и перебравшийся жить в город, стесняется старушки матери, приехавшей его навестить, – характеризует выставку Сергей Горшков. – В такой ситуации вдвойне приятно, что профессиональные художники стремятся уподобиться народным мастерам, создающим искусство, которое не укладывается в проложенные русла. Мы увидим не предметы, а их символы, не жизнь, а баллады о жизни. Дело-то в том, что, как сказал Жан Дебюффе, настоящее искусство всегда находится там, где его совсем не ждешь…

Азбучные истины

Дальше обещан «Бестиарий. Художники об ангелах и чудовищах» – выставка Воронежского центра современного искусства. Она о мутациях и страхах. О социальных, политических и ментальных гибридах. О том, что мы все так любим и чего так боимся. Будут представлены скульптура, живопись, графика, видеоарт, инсталляция, ассамбляж – как рефлексия на присутствии фантастических существ в жизни людей.

– Если опытные художники ведут речь о связи прошлого и настоящего и тащат за уши в наши дни мифы предыдущих веков, адаптируя их к современности, то молодые участники «Бестиария» просто живут в мифологии. И раскрывают тему еще более остро, более интересно, – считает Горшков. – Для них городская среда Воронежа – мифология и есть. Объекты советского времени не воспринимаются ностальгически, как, скажем, мной: где-то я фильм смотрел, где-то с девушкой встречался. Для молодых художников это все равно, что руины древней империи. Вещи, близкие по времени, но чуждые по идеологии.

В галерее «Х.Л.А.М.» откроется выставка Александра Флоренского «Петербургская азбука». Флоренский, в прошлом один из знаменитых «Митьков», в течение нескольких последних лет создает «портреты городов» – Иерусалима, Петербурга, Тбилиси. Возможно, и на «Воронежскую азбуку» сподобится. А в медакадемии «Чернозем» обнародует «Историю болезни» – персональную выставку карикатуриста Андрея Бильжо, родителя знаменитого «Петровича», профессионального психиатра, автора более сотни мультфильмов и идеи клубов-ресторанов «Петрович» в Москве, Киеве, Праге, члена Союзов художников, журналистов и дизайнеров России.

– Будьте уверены: Мозговед сможет поставить верный диагноз, подберет необходимое лечение. В крайнем случае, снимет порчу. Ведь в его распоряжении сильнейшие средства – юмор и сатира, – предваряет приезд Бильжо в Воронеж Сергей Горшков.

Запредельная музыка

12 и 14 сентября в рамки «Чернозема» впишется дочерний фестиваль – «Границы музыки». За два дня будет исполнено 16 композиций, объединенных в программы «Проекция. Музыка и видео» и «Новый словарь. Текст и инструмент» и «Пространство. Объекты. Время». Тему музыкальной концепции фестиваля – «Музыка за пределами музыки» – призван раскрыть обзор ситуаций, в которых музыкальный словарь расширяется за счет перформативных или визуальных средств. Ведь музыкальное произведение работает во взаимодействии с другими знаковыми системами: текстом, изображением, жестом.

Ожидаются и иностранцы: 8 сентября в Книжном клубе «Петровский» выступит трио из Швейцарии «Plaistow». Композиции «Plaistow» непросты, но легко поднимают на ноги молодежную часть аудитории, а из обычного рояля пианист умудряется извлекать звуки, которые иначе как с помощью процессора получить, казалось бы, невозможно.

17 сентября в том же «Петровском» даст концерт Happy55 – джаз-группа нового поколения, созданная пианистом Ярославом Борисовым и барабанщиком Александром Битюцких. Музыканты презентуют новый альбом «Волшебное слово», выпущенный лэйблом «Solyd records». Двумя днями позже состоится концерт воронежца Ивана Сухарева: сильный голос, владение большим количеством инструментов (гусли, калюка, гитара, рояль, флейта). А 20-го пройдет джазовый концерт. Две звезды – живущая в Воронежской области вокалистка Карина Кожевникова и один из лучших саксофонистов страны Алексей Круглов – выступят вместе.

Кульминация фестивальных событий придется на середину сентября, когда в Воронеже покажет два спектакля «Политеатр» Эдуарда Боякова и пройдут концерты Московского ансамбля современной музыки. А завершится «Чернозем» в День города – большим представлением поэтов и музыкантов на открытой площадке; скорее всего, у театра кукол.