Газета,
которая объединяет

Весенне-летнее обострение

Рубрика: от
Автор:

Вопреки прогнозам (май, жара, дачи, отпуска – людям, мол, не до городских мероприятий), в Воронеже резко активизировалась культурная жизнь. И это удивляет гораздо меньше, чем то, что причины такого обострения очевидны: обычно в подобных случаях не понимаешь, откуда что взялось.

Нынешняя же ситуация разночтений не вызывает: культурная волна «накрыла» Воронеж по принципу цепной реакции. Через несколько дней столица Черноземья превратится в ходячий (актерствующий, поющий и т.д.) фестиваль искусств – Платоновский. Реклама мероприятия, причем цивилизованная – на зависть предшественникам (хотя, справедливости ради, аналогов форуму такого масштаба и уровня у нас прежде и не было). Потенциальный зритель вовлекается в «платоновскую» орбиту систематически – на протяжении последних как минимум шести месяцев. Нас информируют обо всех этапах подготовки к фестивалю, всех тонкостях и изменениях в его программе – не важно, идет речь о глобальных перипетиях или деталях локального калибра. Прозрачность процесса (любого) – кровная «родственница» человеческой искренности: людям нужно и важно понимать, что происходит. И за кого их, грубо говоря, держат.

Короче, город грамотно подготовлен к тому, что праздник будет праздником. И что лично участвовать в нем – интересно и престижно. Комплименты – дирекции Платоновского, которая отчетливо осознает, что небесными кренделями (опротивевшими, затертыми речами про духовность) сыт не будешь.

Второй момент: культурная «ревизия» текущей воронежской ситуации – с прицелом на предстоящее назначение руководителя департамента культуры. Пост – после скоропостижного с ним прощания прежнего начальника, Ивана Образцова – до сих пор вакантен. И что-то мне (как и многим другим воронежцам) подсказывает, что такое положение вещей сохранится до осени. Следовательно, у претендентов вполне достаточно времени для того, чтобы проявить себя максимально выигрышно. Что мы и наблюдаем. И слава богу: не так важен импульс, как результат. Который – уже налицо.

Дело ведь не только в том, что разрабатываются две кардинальные линии – международного фестиваля и назначения управленца. Главное – жители города видят наконец собственными глазами, что он – и вправду культурный. Раньше их в этом заверяли со всевозможных «кафедр» и из президиумов, которым верить на слово отвыкли еще в советские времена. Я, разумеется, не имею в виду людей, живущих (умышленно не пишу плоского «интересующихся») культурой и вне революционных потрясений – театралов, не пропускающих ни одной премьеры, меломанов, не выходящих из филармонии, завсегдатаев музеев, галерей и выставочных залов и т.д. Этот народ, как и энтузиасты-трудоголики сферы, с культурой внутривенно. И до гробовой доски. А вот то, что так называемые «простые» воронежцы в курсе фестивальных планов и рассказывают друг другу, зачем приехал в Воронеж Эдуард Бояков – нонсенс! И я бы не поверила в его реальность, кабы не слышала такой рассказ своими ушами. Да еще где – в продуктовом магазине! Который, на секундочку, находится не у площади Ленина, а на БАМе, испокон веков считающемся самым проблемным районом города, которому якобы не до культуры…

Бытие определяет сознание и наоборот, поэтому культурная жизнь города бьет ключом. Мероприятий в последнее время столько, что нужно несколько пар ног, дабы по всем набегаться. И не одна голова, чтобы осмыслить увиденное, услышанное, презентованное, интерпретированное... Как журналиста меня это напрягает: выбирать между равнозначными – по степени серьезности и состоятельности – событиями не просто. Но как коренного жителя Воронежа (бери больше – как раз БАМа) невероятно радует.

И еще. В принципе, с этого можно было бы начать: с роли личности в истории. Никакие губернаторские службы не просили меня сочинять оду Алексею Гордееву, но я готова это сделать. Наш губернатор удивительным образом смотрит на культуру ровно с тем же пристрастием, что и на экономику, сельское хозяйство и т.п. Не скупится на помощь не только признанным мэтрам; без дежурных «басен» про нехватку бюджетных денег даже творческие эксперименты поддерживает. Ни в одном бредовом сне не приснилось бы, к примеру, что предшественники Алексея Васильевича отдали под Центр современного искусства (который придумали молодые, во властных кругах безвестные художники) помещение на проспекте Революции. Не говорю уж о том, что исполняющий обязанности мэра – того же, судя по поступкам, поля ягода. Получается, рыба с головы не только гниет. Но и – оздоравливается. Если, конечно, процесс еще обратим.