Газета,
которая объединяет

Свободный художник

Галерея «Х.Л.А.М.» возвращает зрителю легендарного Виталия Кулешова
Рубрика: от
Автор:

О нем говорили с такой теплотой и любовью, что трагизмом ситуации не пахло, хотя могло бы: художник Виталий Кулешов имел потенциал гораздо больший, чем смог реализовать за пятьдесят шесть прожитых лет. Он ушел из жизни в 2011-м, оставив о себе кучу веселых воспоминаний и талантливое творческое наследие, разошедшееся большей частью по коллекционерам: официоз Кулешовым не прельстился...

Галерея «Х.Л.А.М.» собрала «по сусекам» все, что было реально – по-моему, не более двух десятков работ – и открыла персональную выставку Виталия Кулешова. В сопроводиловке к ней сказано, что художник «работал над жанровыми композициями, а также в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта. Его пейзажам присуща высветленность цветовой палитры, создающей эффект рассеянного освещения, сглаживающего очертания предметов…»

Политике – не противоречит

Явление первое: публика, собравшаяся на открытие выставки. Когда в нее самым органичным образом влились художники традиционные, никакого отношения к современному искусству не имеющие (что для «Х.Л.А.М.а» – едва ли не нонсенс), вспомнилась непреложная истина: все настоящее, талантливое, честное – вне всяческих «-измов», схем, направлений. Потому как, напомнил живописец Евгений Щеглов слова Юрия Олеши, хороши все жанры, кроме скучного. А скука и Кулешов – заклятые антиподы.

Копии автопортретов Сезанна и Модильяни, увлечение Пикассо, Борисовым-Мусатовым и, скажем так, художественной анатомией; в небольшой экспозиции отразились если не все, то многие пристрастия автора.

– Но если бы я, определяя лицо художника Кулешова, вычленял из его творчества самое значительное – это были бы все-таки пейзажи, – говорит директор галереи Алексей Горбунов. – А вообще приятно побаловать себя и наших друзей хорошей живописью – это не противоречит репертуарной политике галереи.

Союз художников Виталия Кулешова в упор не видел, что никак не сказывалось на количестве его поклонников: их хватало всегда. Судя по многочисленным рассказам друзей и знакомых, легендарная личность была, хотя и существовала в местной художественной среде на птичьих правах…

Счастливый дар удивляться

– Он жил в эпоху застоя, но его внешний вид и сама жизнь были настолько романтичны, что составляли контраст тогдашнему образу жизни страны, – свидетельствует художественный руководитель «Х.Л.А.М.а» Сергей Горшков.– Виталик любил петь, играть на гитаре и фортепиано. Вдохновенно читал девушкам стихи Бодлера, Аполлинера, Элюара. Пил алжирское, а иногда и самодельное красное вино. Собирал книги по искусству. В компании с авантюрным Кулешовым всегда было весело и интересно. В его мастерской кто только не перебывал: директор музея, милиционер, торговка пирожками, мясник с рынка… И все говорят об искусстве, поют песни и слушают Виталика! О его похождениях существует множество мифов, легенд и анекдотов. Московский художник Андрей Бильжо, когда мы ему рассказали о Виталии Николаевиче, не поверил, что такой человек существует на самом деле. И специально приезжал в Воронеж, чтобы на него посмотреть. А познакомившись с Кулешовым, тут же стал участником его авантюрных затей…

Все как один выступавшие подчеркивали: Виталий Кулешов был абсолютно свободным человеком, не мог терпеть ограничений свободы. Свободный художник – это про него.

– Все мы отмечали и великодушие Кулешова: он, художник большого таланта, очень ценил таланты других и искренне ими восхищался, – продолжал Горшков. – А еще Виталий имел счастливый дар удивляться, словно ребенок, когда совершал какие-либо открытия. А совершал он их до конца жизни. И этой жизнью как бы говорил ближнему: «Что ты такой мрачный? Налей в бокал вина, посмотри, как сияет донская волна, как прекрасна девушка, сидящая рядом! Ты – художник, ты – счастливец! Что же тебе еще надо?..» В 80-е годы на областных выставках его работы сверкали изумрудами на фоне тогдашней живописи, где преобладали традиции «лихачевского» грязно-серого колорита. Когда другие просто восторгались импрессионистами, Кулешов учился у Сезанна, Ван Донгена и Пикассо. Скажем же спасибо художнику Виталию Кулешову за то, что ярким лучом осветил он воронежскую артсцену.

Какой уж тут трагизм?! Когда не только деятельность, но жизнь мастера – сплошное, безоглядное творчество?..