Газета,
которая объединяет

Диалог с пространством

В Воронежском центре современного искусства реализовали русско-немецкий проект
Рубрика: Культура№ 51 (1626) от
Автор: Анна Жидких

Фраза «лучше один раз увидеть, что сто раз услышать» – словно про эту выставку сказана: проект Revisiting the Space («Переосмысляя пространство») – встреча молодых художников из России, Германии и Швейцарии. С их субъективными трактовками образа Воронежа, оформленными в необычную выставку, можно познакомиться на проспекте Революции, 29 – это адрес ВЦСИ.

Каким нашли наш город иностранцы? Как интерпретировали его пространство их воронежские ровесники – Иван Горшков, Кирилл Гаршин, Николай Алексеев и Илья Долгов? Тот, кто не поленится заглянуть в ВЦСИ, получит на эти дежурные вопросы прелюбопытные ответы.

Свободные люди

Группа гостей на открытии выставки выглядела именно группой. Раскрепощенные, спокойные, доброжелательные – в самых демократичных, не сказать покрепче, прикидах. Свободой творчества эти люди буквально исходят, она пропитала их с головы до пяток.

Три визуальных художника из Лейпцига – Томас Линденберг, Макс Боденстедт, Кристина Юрочкин – работали над имаджинативной и интерактивной картой Воронежа с помощью фотографии, текста и объектов. Живописец Лоренца Диас из Базеля – автор живых картин, воспроизводящих городские мотивы. Задумывался, судя по анонсу мероприятия, еще и перформанс Сарины Шайдеггер и Арианe Кох, но, видимо, в каких-то совсем уж эксклюзивных вариантах, укрывшихся от моего взгляда. А может, его олицетворяло действо с глинтвейном, помещенным в огромную (казалось – бездонную) емкость: во всяком случае, благоухающий красный напиток с плавающими апельсиновыми корками напоминал разливанное море с утлыми корабликами на его взволнованной поверхности. Желающие припасть к источнику вычерпывали его одноразовыми стаканчиками, чего и остальным желали.

Сам визуальный ряд впечатлил не меньше. Особенно, как ни странно, фотографии: глаз европейского человека выхватил из воронежского контекста такие перлы, мимо которых мы давно проходим без эмоций – привыкли. Та же уличная реклама, уродливая в подаче и безграмотная по сути – насколько часто она работает антирекламой, ее творцы не задумываются. А напрасно.

Свое «жилье»

Тактичные гости хвалили воронежское пространство (за прекрасную архитектуру, в частности) и воронежское гостеприимство. Даже если просто из вежливости, хотя не думаю – все равно приятно. Потому что люди они искренние (искренность и свобода – всегда в связке). И неравнодушные: на открытии в одну из центральных неожиданно вылилась тема никелевых разработок. Немцев, как выяснилось, она волнует не меньше, чем нас…

Произведения европейских художников и есть их впечатления от Воронежа, переработанные в арт-объекты. Используя городское пространство как источник для художественной конфронтации с местной средой, приглашенные авторы «измерили» урбанистическую территорию – эти «замеры» и стали экспонатами выставки. Благо у ВЦСИ появилась теперь собственная выставочная площадка, да еще в самом центре города.

Спасибо за такой исход дела говорили воронежскому губернатору – Алексей Гордеев поверил в наших молодых художников и решил их таким образом поддержать. Впервые, замечу, в воронежской истории (новейшей) случилось подобное чудо: искусство у нас вообще до определенного времени жило жизнью пасынка при неродных родителях, а уж современное... Недаром сделал акцент на этом обстоятельстве директор воронежского художественного училища Сергей Гулевский, пришедший лично поприветствовать и поддержать авторов русско-немецкого проекта. Так, глядишь, и до той же «продвинутой» Перми дорастем.