Газета,
которая объединяет

Хозяева меловых гор

В книжном клубе «Петровский» презентовали литературно-художественный альманах
Рубрика: Культура№ 46 (1621) от
Автор: Анна Жидких

В самый разгар подготовки к очередному «Культпоходу» городу и миру предъявили, так сказать, товар лицом – овеществленные результаты деятельности предыдущих творческих лагерей. Напомним, что «Кульпоход» проходит – теперь уже традиционно – летом в Дивногорье. И собирает на вольном живописном пространстве молодых поэтов, прозаиков, художников и фотохудожников.

По итогам двух предыдущих сезонов (и, разумеется, конкурса, организованного департаментом науки, образования и молодежной политики Воронежской области при участии арт-группы «Квадрат»), издан альманах «Жители меловых гор». В книжку вошли работы лауреатов «Культпохода», которые, по мнению экспертного совета конкурса, уже участвуют в культурной жизни Воронежа и не только.

Общее и частное

Руководитель проекта – директор «Квад­рата» Дмитрий Большаков. Редакционная группа альманаха – журналист Леонид Диденко, поэт Полина Синева, художник Евгений Камбалин. Эксперты «Культпохода» – актер Камиль Тукаев, художники Алексей Загородных и Сергей Горшков. Перечисленные имена вполне могут, на мой взгляд, выступать гарантами профессионального и заинтересованного отношения к делу. Поэтому юным талантам, желающим померяться творческими силами и нарастить их, стоит воспользоваться возможностью побывать в лагере, прозванном участниками Поселком, этим летом. Координаты оргкомитета: улица Арсенальная, дом 3, кабинет 415, телефон (473) 253-33-37. Подробные условия участия в конкурсе на сайте www.arte-cuadro.ru.

Перспектива – штука важная, но сейчас важнее о том, что сделано уже. А именно – об альманахе: красивая, интеллигентная, грамотно выстроенная книжка. Приятно в руки взять, приятно оценить содержание.

– Совершенно случайно у нас получился довольно необычный продукт, который можно назвать книгой XXI века, – считает главный редактор сборника Леонид Диденко. – Обе его составляющие – литературная и художественная – представляются нам равноценными. Как человек, имеющий некоторое отношение к литературе, я убежден, что в этой книге нет ни одного слабого текста. Есть ли гениальные – вопрос, но слабых – нет…

Оно, конечно, блажен, кто верует, но я скорее соглашусь с редакторским утверждением, чем опровергну его. Потому что среди авторов альманаха нет людей, равнодушных к творчеству – это очевидно. С несколько большим резонансом личностный подход к делу реализован, на мой взгляд, художниками и фотографами, которых создатели сборника называют визуалами. С литературой – сложнее; общий уровень представленных тестов весьма достойный, а вот с персонифицированием, идентификацией авторов – не без проблем. Едва ли не все поэты из числа представленных работают в сходной стилистике, уважающей прежде всего эффекты внешнего толка, лексические изыски и парадоксы. Это обстоятельство – не криминал, разумеется. Но оно порождает некоторую однобокость поэтической части сборника, делает тексты братьями-близнецами – поди почувствуй без подписи, какое стихотворение кому принадлежит.

На нервной почве

Данное замечание – всего лишь замечание. Бытие, как известно, определяет сознание, и возраст «кульпоходовских» авторов – главная действующая сила такого определения. Молодости свойственен эпатаж, стремление выделиться, быть оригинальным во что бы то ни стало – это общий и, значит, естественный момент. Который требует разве что прояснения – и ничего кроме. Умеют люди использовать в стихах не банальный словарь – уже хорошо.

Кто из числа молодых литераторов интересен лично мне – так это Алексей Ряскин. Всегда, во всех жанрах и видах (творчества). Даже не скажу, где он более весом – в поэзии или прозе. В альманахе как раз проза представлена – с большим удовольствием прочла! При том, что Алексей будто бы не обижен вниманием всяческих экспертов (лауреат нескольких премий, дипломант многих конкурсов), в Воронеже его талант недооценен, я уверена. Потому что внешне он, этот талант, более, скажем так, спокоен и вдумчив, чем выпуклые, но пустоватые по сути способности иного автора. Ряскин строит свои произведения, как бы исподволь раскачивая нервную почву под ними – медленно, но верно. Нет случайных слов, есть неслучайные мысли. Даже – больше: раздумья. И всегда-то потенциал чувствуется: что бы и как ни сказал Алексей – ясно, что потом скажет еще больше и еще лучше. Называется – рожден поэтом, а не научен им быть.

С большой симпатией восприняла я и творчество Дины Бариновой. Если с Ряскиным все давно ясно, то Баринова лично для меня – открытие! Непридуманная боль, настоящее отчаянье, свобода мысле- и чувствоизъявления. Стихи – с дыханием, чистые и честные. Порой на грани фола, но с каким же тактом этот «фол» обыгран.

Дыра от сына в узел закручивает мою спину.

Как и ему во мне, мне больше нечем дышать, Алена.

Я в страшной увязла трясине.

И мне очень нужно знать.

Что кто-то меня еще ждет.

Без моего сына.

Отрадно, что стихи самой Полины Синевой – тот ориентир, образцы поэзии, коими и должен отличаться мастер. Не без влияния которого творят многие из подопечных – это момент неизбежный, и ничего порочного тут, опять-таки, нет. Наоборот; в какой-то мере происходит своего рода тренинг, упражнение.

Непрямое подражательство любимым авторам – этап пути, и не исключено, что – большого. Главное, чтобы подражатель вовремя успел «раскусить» свою вторичность и, отказавшись от нее, поискать свой голос. Хотя понимаю, что чары синевской поэзии – сильны. Уйти от их властного воздействия на сознание и, что важнее, подсознание, непросто.

Город блуждает, затерянный, как игла.

Лампа из мрака вырежет край стола.

Рядом на ветке, растущей в твое окно,

птица сидит. У птицы внутри темно…

Магия Дивногорья

Нюанс, вообще говоря, принципиальный: учителя демонстрируют собственное творчество наравне с учениками. Не только в альманахе, что было бы легко объяснимо – в Поселке и его окрестностях тоже. Уважаемая прозрачность, и порядочность тоже: ругаешь за что-то молодого автора – будь добр, покажи, как сам с проблемой справляешься. Более эффективной науки не придумаешь…

Из фотографов понравились все: умеют люди видеть красоту и передать ее зрителю. Насчет аниматоров, также представленных в альманахе, четкого впечатления нет: для меня они – те же художники, которых следует оценивать по меркам «обычного» изобразительного искусства. Потому как нельзя судить по фрагменту (единственному «кадру»), вырванному из контекста, о произведении в целом – мы ведь ведем разговор по большому, «взрослому» счету. Формат альманаха обязывает: не на один день книжка.

Художники в чистом, скажем так, виде – молодцы. Здесь мои фавориты – Анна Горбунова (особенно – «Коровы») и Денис Булавинцев. Последний работает в сложной, многодельной технике линогравюры, к которой я, признаться, равнодушна – и на тебе вдруг! Именно линогравюры Дениса «глянулись» больше иных живописных разработок: и глубина изображения «на месте», и пластика, и атмосферность. Есть такое врожденное качество, как чувство линии – оно у Булавинцева отменное. Отмечу и то, что художники, в отличие от поэтов сборника, очень разные. Не только молодежь – мэтры тоже. Отсюда и результат.

О том, что на примере «Жителей меловых гор» надо бы поучиться работать с перспективной молодежью официальным культурным органам, говорил художник Сергей Горшков – и он прав. Надеюсь, будет услышан.

«Мы полагаем, что молодым авторам сегодня нужно не столько признание (хотя поощрение очень важно), сколько – включенность в «большую культурную повестку дня» Воронежа, обратная связь со стороны как творческого сообщества, так и читателей и зрителей, – едва ли не манифестом декларируют руководители «Культпохода». – Литература и искусство должны перестать «лежать на полке в комнате неудачника» (выражение Александра Гениса), а стать одной из сфер общественной и профессиональной жизни – наравне со многими другими…» Соглашаясь с этим утверждением, хочу сделать акцент на месте дислокации творческого лагеря: Дивногорье имеет магическое свойство будить стихийное творческое «я» даже в самом рациональном, заземленном человеке. Пользуйтесь, кто не прочь перескочить рамки обыденности.